В чем причины дефицита бензина в РК?

Аналитики считают, что проблема кроется в контроле цен

Основной причиной дефицита бензина на рынке Казахстана является контроль цен. Такое мнение в эксклюзивном интервью корреспонденту деловому порталу Kapital.kz  озвучил аналитик по макроэкономике АО «Halyk Finance» Аскар Ахмедов.

Когда правительство пытается административными мерами удержать цены ниже безубыточных, наступает дефицит, объяснил эксперт. «Есть два вида безубыточности. Когда цены ниже безубыточных долгосрочных, производителю невыгодно вкладывать в новое оборудование, но все еще выгодно производить на старом оборудовании. И когда цены ниже безубыточных краткосрочных, производителю невыгодно производить. Производителя приходится заставлять административными методами работать себе в убыток и чтобы минимизировать его АЗС создают препятствия для продажи», – рассказал аналитик.

Аскар Ахмедов считает, что из-за регулирования цен рынок большую часть времени находится между этими ценами. Именно по этой причине, по словам аналитика, «у нас хронический дефицит мощностей по переработке нефти». «Периодически, наши регулируемые цены падают ниже краткосрочной безубыточности и предложение товара резко падает», – отметил эксперт. В результате чего дефицит обостряется. После девальвации, как сообщил эксперт, именно это и произошло, так как цены в тенге не поменялись, а в валюте упали на 15%. Рынок перестал распределять бензин, так как его уже нельзя купить, бензин стали распределять по талонам. 

«Чтобы отовариться, люди стоят в очередях, ездят на дальние заправки, занимаются спекуляциями, кто-то вывозит его за границу, где цены выше почти на 40%. Вся страна вовлекается в непродуктивную деятельность. И все из-за того, что правительство пытается регулировать цены», – говорит спикер.

Как рассказал эксперт, регулирование цен на бензин происходит не только на уровне конечного товара. Производство бензина субсидируется не только за счет нефтепереработчиков,  но и за счет производителей нефти: все отечественные добывающие компании обязаны продавать нефть на внутренний рынок по ценам вдвое-втрое ниже рыночных. «Если эти субсидии прекратить, то цена 92 бензина вырастет примерно до 170 тенге», – считает Аскар Ахмедов. 

Но и рыночная цена, как отметил эксперт, не является оптимальной с общественной точки зрения и это при том, что в рыночную цену не заложены общественные затраты, связанные с пробками на дорогах, загрязнением воздуха, смертностью на дорогах, и многими другими не учитываемыми рынком, но вполне реальными потерями. Цены на бензин, по мнению аналитика, должны быть выше, чтобы снизить заболеваемость, повысить качество жизни. В Европе для учета этих потерь есть налог на топливо, который увеличивает цену почти в два раза. В Германии он составляет 0,65 евро, и в результате цена за литр бензина равна 1,6 евро, или 390 тенге. Дополнительный налог на бензин может быть использован для финансирования строительства дорог, что снизит нагрузку на бюджет.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤