Что мешает ремесленникам развивать свой бизнес?
Национальные изделия становятся все более популярными, но их массовое производство по-прежнему не налаженоНациональный продукт становится популярным. Все чаще на прилавках Актобе появляются кумыс, айран, жент, а в магазинах одежды в глаза бросаются яркие вещи с казахскими орнаментами. Однако, развивать бизнес ремесленникам, а особенно, в регионах, достаточно сложно, отмечает швея Гульнур Орынбаева, которая уже несколько месяцев не может открыть мастерскую из-за отсутствия денег. Поэтому национальная одежда, предметы убранства юрты, изготовленные руками женщины, пока только украшают стены областного выставочного зала и дома ее друзей и родственников.
Гульнур нравится ее дело и поэтому учителю труда приходится самой решать вопросы, которые помогут ей открыть мастерскую. Этой цели она добивается уже 5 месяцев. Однако, в фонде «Даму», куда женщина обратилась за помощью в получении гранта, ей сообщили, что финансирования нет.
«Я составила бизнес-план. На открытие дела требуется 3 млн. тенге. Эти деньги пойдут на аренду помещения, на оплату труда работникам, оборудование и сырье. Для начала мы изготовим каталог, в котором разместим образцы наших работ и покажем эти каталоги в ресторанах, фирмах, организациях»,– рассказывает Гульнур. В планах выпуск книги, в которой будут собраны все обучающие материалы о технологии шитья и открытие школы для мастериц. Кроме того женщина претендует попасть на выставку ЭКСПО 2017.
«Века, годы поглотили имена многих мастериц, создававших прекрасные вещи. Сохранившиеся в музеях и как семейные реликвии, предметы быта говорят о том, насколько велики были в своем мастерстве и искусстве наши предки. Но сейчас эти технологии нынешним поколениям никто не передает. Сейчас это угасает, как и патриотизм, о котором так пафосно все рассуждают. Но нет ни единой школы по шитью национальных вещей. И никому нет дела», – говорит Гульнур.
Обучать и прививать казахские традиции, по словам ремесленницы, необходимо с детского сада, а также нужно увеличить часы «трудового обучения» в школах. « Элементарно люди не понимают, что каждый казахский орнамент имеет смысл. Например, эти четыре стрелы означают стороны света. Разветвления – рога архара, пожелания достатка в семье. Волна – бесконечность. Наши предки, когда отдавали дочерей в другой аул замуж, получали от них платок – это не подарок, а письмо. На платке были вышиты узоры, и каждая картинка имела смысл: как живет замужняя дочь, как ее встретила семья мужа. Все это родители читали по узорам на платке», – рассказывает Гульнур Орынбаева.
При этом, ремесленница отмечает, что интереса пока к казахским традициям шиться проявляют единицы. Организация бесплатных курсов на базе выставочного зала не дала результатов. На семинар пришла только одна женщина, недоумевает мастерица Гульнур Орынбаева.
По словам Гульнур все национальное в современном Казахстане становится модным. «Поступает немало заказов на свадьбы или на юбилеи. Заказывают сшить чапаны, сырмаки (узорчатый войлочный казахский ковёр, изготовленный техникой мозаики)».
Сырмак — один из главных предметов убранства казахского народного жилища, коржын (войлочная сумка для продуктов и бытовых предметов), корпе, аяк кап (сумка для одежды), кесе кап (футляр для пиал). В их карманах хранились продукты и различные бытовые предметы, без которых нельзя обойтись при откочевке на дальний отгон.
При этом, Гульнур старается не завышать цены на свой товар. Например, корпе стоит от 7 тыс. до 10 тысяч тенге, коржын – 3-5 тысяч. Отмечает, что сшить сырмак совсем непросто. Все зависит от сложности технологии шиться и размер ковра. Поэтому и стоит самый дешевый сырмак около 40 тыс. тенге, а самый большой до 5 метров – 250 тыс. тенге.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.