Казахстанский покупатель стал умнее
Скидки стали двигателем торговлиКазахстанцы стали реже ходить за покупками, но больше покупать. Вопреки всем потрясениям рынка на 10% выросли продажи товаров повседневного спроса, на 7% – напитков, сигарет – на 23%.
Как отмечают маркетологи, 61% всех покупателей в Казахстане заходят в магазин раз в неделю или раз в месяц, чтобы пополнить запасы. Это поведение характерно для многих развитых стран мира, когда в супермаркет ездят по выходным, закупая продукты и бытовую химию на неделю или месяц вперед. Основной потребитель шопинга в Казахстане – это женщина от 25 лет. Именно она принимает решения о покупках и легко поддается уловкам рекламы. Маркетологи также отметили, что алматинцев привлекает цена и легкость выбора товара, астанчан – качество обслуживания, а шымкентцев - дешевизна.
В пользу того, что покупатель становится разборчивым, говорит и то, что сегодня 1% людей заходят в магазин специально, чтобы приобрести товары со скидками по определенной акции. Процент небольшой, но в прошлом году таких потребителей не было совсем. Скидки начинают играть в жизни казахстанцев заметную роль.
«Скидка скидке рознь», - предупреждает академик Академии маркентинга Тимур Сабитов. «Маркетологи не всегда честно используют методы продаж. Например, акция « Купи два товара по цене одного», если внимательно приглядеться то один товар стоит столько же, сколько и в паре, поэтому нужно считать самим. Есть мировые бренды , которые делают реальные скидки, но в основном это происходит в зарубежных магазинах. У нас в Казахстане на брендовую одежду установлена наценка до 200,300%, так что, сделав даже скидку в 50%, магазин в любом случае оказывается в выигрыше».
Маркетолог заверяет, что часто за пару дней перед скидками магазины повышает цены, а потом снова ставят старые ценники. В итоге покупатель приобретает товар по обычной цене. Один из популярных маркетинговых ходов, так называемые мнимые распродажи, когда вещи в магазинах сваливают в кучу, привлекая тем самым толпу. На самом деле это вещи, которые не продаются. А еще дорогие товары ставят на уровне глаз на полках, туда же помещают несвежие продукты под надписью «Свежее». Большинство супермаркетов соблазняет на кассах сладостями, журналами и всевозможными батарейками. В супермаркетах необходимые товары расставляются отдельно друг от друга так, чтобы покупатель дольше бродил и цеплялся глазами за другие товары.
Но казахстанского покупателя так просто уже не привлечь к бессмысленным покупкам. По статистике в 2012 году, 35% покупателей внимательно изучали цены. В 2014 года эта группа увеличилась на 12%, достигнув показателя 47%. По этой причине маркетологам приходится изобретать новые ходы. Очень популярен сегодня арома - маркетинг. Применять его начали двадцать лет назад в павильонах Диснейленда, в котором для привлечения посетителей на аттракционе с пиратским кораблем использовали запах рома, а в комнате страха – жженого дерева. Теперь те же методы используют в магазинах, различных салонах, банках и в офисах.
«Основная задача аромамаркетинга, как и в любом другом маркетинге – это привлечение и удержание клиентов», - говорит руководитель отдела по развитию бизнеса компании по продажам ароматизаторов Олег Жаренкин. «Аромат улучшает эмоции. Под его влиянием люди становятся более сговорчивые, больше покупают и тратят денег». По подсчетам экспертов ароматерапия увеличивает число продаж минимум на 30%.
«В Европе предпочитают свежие ароматы: «Морской бриз», «Свежескошенная трава», - говорит Олег Жаренкин. «В Казахстане предпочитают роскошные ароматы. Очень популярны чайные, парфюмерные, чтобы пахло чем-то дорогим. Были клиенты, заказавшие в свое кафе аромат казы», – отмечает маркетолог. То, что маркетинговые ходы меняются, признает и Тимур Сабитов, он вообще считает, что наружную и рекламу в традиционных СМИ потеснит интернет.
«Это малобюджетный и привлекательный канал коммуникации. Люди привыкли доверять не рекламе, а личности. В соцсетях можно получить мнения, пусть у якобы, но все-таки независимых экспертов».
В целом маркетологи рекомендуют перед покупкой товара внимательно смотреть на цены. Еще лучше сравнивать их с другими магазинами и в интернете. Также смотреть советуют срок годности, не брать товар с ближайших полок и ходить в магазин на сытый желудок. В этих случаях попасться на удочку маркетинга будет очень сложно.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.