400 вагонов с топливом застряли на границе с КР
Уже четвертый месяц таможня не пропускает российские ГСМРяд казахстанских нефтетрейдеров заключили договоры c российскими компаниями на поставку ГСМ в Кыргызстан. Однако уже четвертый месяц более 400 вагонов с нефтепродуктами, которые следовали транзитом через Казахстан, стоят на казахстанско-кыргызской границе.
По мнению предпринимателей, задержание товаров является незаконным. С момента задержания вагонов 14 апреля 2014 года департамент таможенного контроля по Жамбылской области, пытаясь оправдать свои действия, неоднократно меняет основания задержания товаров. Так, в качестве первичного основания департамент указывал в своих уведомлениях о задержании товаров нарушения предпринимателями запрета на экспорт из Казахстана нефтепродуктов согласно постановлению правительства № 1402 от 26.12.2013. Однако, предпринимателями было обращено внимание таможенного органа на то, что запрет неприменим к задержанным товарам, поскольку он распространяется на отечественные товары. Постановление правительства принято в целях недопущения критического недостатка нефтепродуктов на внутреннем рынке, то есть поставка ГСМ из России в Казахстан не влияет на конъюнктуру казахстанского рынка.
После этого департамент таможенного контроля по Жамбылской области пытался обязать предпринимателей внести обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов для выпуска товаров. В адрес предпринимателей были направлены несколько соответствующих уведомлений. Поставщики, в свою очередь, указали, что этот товар провозится через Казахстан из России в Кыргызстан, а не экспортируется из РК и в данном случае обеспечение не применяется. Более того, ссылаясь на запрет на экспорт, таможня пытается подвести предпринимателей к возможному нарушению и задекларировать товары как экспортные.
Далее таможенники выслали владельцам задержанных нефтепродуктов уведомление о том, что товары не будут выпущены из Казахстана согласно статье 6 (1) «Соглашения между правительством РФ и правительством РК о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан» от 9 декабря 2010 года. Однако это межправительственное соглашение регулирует взаимные поставки нефти из Казахстана в Россию и поставки российских нефтепродуктов в Казахстан. Оно не предусматривает регулирование поставок российского ГСМ в Кыргызстан.
Также таможенники одним из оснований задержки и не выпуска вагонов казахстанских предпринимателей указали на якобы неправильное заполнение таможенных деклараций на указанные грузы. Вместе с тем, казахстанские предприниматели, чьи законные интересы существенно нарушила и нарушает по сей день таможня, в один голос указывают на то, что – во-первых, таможенные декларации были заполнены в соответствии с законодательством Таможенного Союза; во-вторых, что таможенными декларантами выступали не казахстанские компании, а российские нефтяные компании (отправители груза); и в-третьих, если казахстанская таможня усматривает нарушения таможенного законодательства Таможенного союза в действиях одних компаний, то непонятно, почему за весь период, начиная с 14 апреля 2014 года по сегодняшний день, таможенная служба на станции Сары-Агаш не задержала ни один вагон с ГСМ по аналогичным внешнеэкономическим контрактам, товарно-транспортным накладным и таможенным декларациям других казахстанских и российских компаний в направлении Узбекистана, южного Кыргызстана, Афганистана и Таджикистана.
Необходимо отметить, что казахстанские таможенники также не внимают позиции своих коллег по Таможенному союзу. Федеральная таможенная служба России по запросу комитета таможенного контроля Казахстана предоставило официальное разъяснение о правильном заполнении таможенных деклараций российскими нефтяными компаниями, которые являются декларантами по данным поставкам ГСМ, о неприменимости запретов на ввоз в Казахстан и вывоз из страны нефтепродуктов в отношении задержанных партий товаров, поскольку последние предназначались для поставок в Кыргызстан и следовали из России через РК в силу географического расположения последнего государства.
При этом, за период задержания товаров одних компаний, через станцию Луговая в направлении Кыргызстана таможенники пропустили более 2 тыс. 500 вагонов с российскими ГСМ, принадлежащими другим компаниям, по аналогичным внешнеэкономическим контрактам и товарно-транспортным накладным и таможенным декларациям.
В настоящее время российские декларанты ЗАО НК Роснефть, ЗАО Форте Инвест обратились с официальным обращением к Председателю Правительства России за помощью в сложившейся ситуации.
В свою очередь, казахстанские компании обратились к премьер-министру Казахстана, генеральному прокурору, финансовую полицию, Национальную палату предпринимателей и партию «Нур Отан» за защитой своих прав и законных интересов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.