РК никогда не отслеживает эффект от налоговых реформ

О тонкостях налогообложения рассказала профессор Эльмира Идрисова

Очередное 20-е заседание Финансового клуба при ФРП «Даму» было посвящено налогообложению сектора малого и среднего бизнеса (МСБ). Оно так и называлось – «Большие налоги для малого бизнеса». Однако с названием тут же не согласился основной докладчик – профессор Эльмира Идрисова, которая в свое время участвовала в разработке налоговой системы независимого Казахстана. Она сказала, что все в мире относительно, в том числе и налоговые ставки, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.

Но наиболее относителен в мире налогов – это принцип справедливости, который закладывается в эту систему. «Мне возразят – какая в налогах может быть справедливость? Ведь если открыть кодекс, то там будет написано, что налоги выражают властные отношения между государством и налогоплательщиками. Нас принудительно заставляют платить налог и это в своей сущности не справедливо, так как у нас забирают наши доходы», - начала свое выступление Идрисова. Однако при этом она вспомнила крылатую фразу Адама Смита о том, что налоги – это не признак рабства, а признак свободы. Смысл в том, что если вы платите налог, значит, вам есть, что облагать. Другое дело, в каком размере его взимать? Эльмира Идрисова, будучи ученым, показала, что это вопрос истории, к которому постоянно возвращаются.

«Знаете ли вы о теории Лаффера? - спросила спикер у аудитории - В 80-е годы президент США Рональд Рейган поручил разработать концепцию налоговой реформы и А. Лаффер предложил теорию, в соответствии с которой налоги должны колебаться в пределах 30-50%. Если налог будет выше, налогоплательщики уйдут в тень».

Говоря же о нашей системе налогообложения, Идрисова отметила, что она развивается хорошими темпами. Она напомнила, с чего все начинали. Все постсоветские страны до точки списали налоговое законодательство у России. Доходило до казусов, так как Россия – это федерация, а мы унитарное государство и имеем свои особенности. Сама же Россия переняла опыт Германии, у которой объективно одна из сложнейших налоговых моделей. «Когда я стала изучать этот вопрос, то поняла, что разобраться в системе можно, только если вы родились немцем и вам присущи все положительные черты этого народа – дотошность, пунктуальность, аккуратность – а иначе выполнить все предписания этого закона очень сложно», - поделилась своим наблюдением профессор.

При этом нужно сказать, что у Германии был взят и размер НДС. Этого налога никогда не было в нашей стране, поэтому тогдашние разработчики слабо представляли себе, что это. И первоначально был взята самая высокая планка – в 28%. Причем эта ставка в самой Германии была встроенным акцизом, налогом на предметы роскоши, однако на постсоветском пространстве он был взят за основу. Но нужно понимать, что экономическое положение Германии образца 1992 года и Казахстана – это две совершенно разные ситуации. В ФРГ такой большой налог был введен, чтобы бороться с кризисом перепроизводства, чтобы слабые компании ушли с рынка. Тогда как в наших странах наблюдался кризис производства. С течением времени экономисты стали разбираться что к чему и ставка НДС постепенно стала снижаться.

Далее спикер рассказал о том, куда же будет двигаться дальнейшее реформирование. «Как я уже отметила, налоговая система Казахстана развивается очень хорошими темпами. И если на старте все республики были в одинаковых условиях, то мы в плане реформ ушли значительно вперед. Сам факт, что вы можете открыть налоговый кодекс, в котором собраны все акты, посвященные налогам – это большой шаг. И то, что мы вводим изменения раз в год – это тоже победа, потому что раньше налоговое законодательство могло меняться чуть ли не каждый день. Недавно мы проводили исследование по эффективности государственной поддержки МСБ. И пришли к выводу, что в плане налогового режима у нас все хорошо, особенно если сравнивать со странами ЕАЭС или развитыми государствами, так как ставки у нас самые низкие. Поэтому совершенно правильно, что налоговая реформа теперь будет идти не по пути уменьшения налоговых ставок, а в сторону улучшения налогового администрирования».

Оказалось, что по результатам опроса предпринимателей в большинстве компаний было отмечено, что наибольшие проблемы у бизнеса возникают с проверками, сдачей отчетностей, с тем, как и за что налагаются штрафы. Процесс улучшения администрирования начался с 2009 года, и будет развиваться в этом направлении.

Интересное предположение Эльмира Идрисова сделала относительно того, почему же казахстанская налоговая реформа идет гораздо лучше, чем у наших соседей: «Я думаю, это связано с тем, что в нашей истории был факт роспуска Парламента и Верховного совета. Я не буду брать политическую подоплеку этих вещей, но в плане налоговых реформ, это сработало здорово. Президент, когда нет парламента, получает возможность принимать собственные указы, которые сильно ускорили процесс. Многие документы застревают в стенах парламента. Посмотрите на опыт России – как они долго принимали налоговый кодекс. Ведь существуют лобби и интересы, и если документ им не соответствует, он будет возвращаться на доработку вновь и вновь, за него не будут голосовать».

Так, в 2002 году казахстанский налоговый кодекс застрял в Парламенте месяцев на восемь. «А в 1994 году принят указ президента о налогах и других платежах. Тогда была непростая ситуация – в страну должны идти инвесторы, а у нас в сфере недропользования какие-то платежи времен СССР, плата за геологоразведку, о которой иностранцы вообще ничего не знают. У президента не было времени ждать и он принял личное решение, которые решило проблему быстро».

Кстати, указ был принят в середине года, хотя по всем мировым стандартам считается, что так делать нельзя. Более того, тогда был объявлен новый налоговый год. Это был единственный раз в истории Казахстана, когда в одном календарном году было два налоговых года. До 1 июля 1995 года – первый налоговый год, а по 31 декабря 1995 года – следующий год. И тогда же был сделан еще один шаг – было заявлено, что весь доход, показанный до 1 августа будет амнистирован. Это была первая налоговая амнистия.

Но кроме истории и теории Эльмира Идрисова дала предпринимателям много ценных советов, отвечая на их вопросы. Основной акцент был сделан на специальном налоговом режиме (СНР) для МСБ.

«Поймите, если есть льготы – ими нужно пользоваться, потому что это точно не на всегда. Государство не может постоянно дотировать. Все эти льготы, которые касаются специальных экономических зон, льготных налоговых режимов – это все временные меры. В нашей стране есть большая проблема – мы никогда не отслеживаем эффект от налоговых реформ. Мы не оцениваем, что мы получили и что потеряли», - отметила лектор.

Говоря же о СНР, она в очень простой форме объяснила особенности налогообложения для разных областей. Так, СНР распространяется на

1) крестьянские хозяйства, для которых предусмотрен единый земельный налог, который зависит от размера обрабатываемой земли и колеблется от 0,1 до 0,5% от стоимости земли

2) сельхозпроизводителей с полным циклом, для которых предусмотрен патент, исчисляемый исходя из общей суммы всех начисленных налогов уменьшенных на 70%.

3) малый и средний бизнес – здесь работает патент и упрощенная декларация.

Говоря о МСБ, Эльмира Идрисова подчеркнула, что СНР облегчает жизнь только по двум видам налогов – по корпоративному и социальному. Все остальные остаются в полном объеме. Она рассказала, что выдача патента предполагается предпринимателю, который работает сам без наемных работников. При этом за налоговый период (1 календарный год) его доход не должен составлять более 300 минимальных заработных плат (МЗП). В этом случае ставка налога составит 2%.

С упрощенной декларацией все немного сложнее. Ставка в 3% будет возможно для юридического лица, если у него работает не более 50 человек, а предельный доход за налоговый период (с 1.01.2014 – полугодие) не превышает 2800 МЗП. Причем она подчеркнула, что раньше этот предел выражался в точном теньговом отношении, но был заменен на МЗП, что хорошо для предпринимателей, так как размер МЗП каждый год растет, а значит и вписаться в нужные пределы легче. Для индивидуальных предпринимателей те же условия за исключением количества наемных работников (25 человек включая самого предпринимателя) и размера дохода (1 400 МЗП). При этом существует и особенность, которая налоговыми средствами должна стимулировать наем. Дело в том, что сумма налога уменьшается на 1,5% за каждого работника.

В итоге слушатели Финансового клуба задали эксперту большое количество вопросов касательно их частных проблем. Было очевидно, что наши предприниматели действительно очень нуждаются не только в деньгах для оборота, но и в специализированных знаниях.

Финансовый клуб Казахстана создан в целях повышения финансовой грамотности. Проект поддерживает Фонд «Даму». Миссия Клуба- предоставить максимум полезной информации как заработать, сохранить и приумножить свои деньги. Клуб создан на базе проекта «Семейный бюджет». В формате «просто о сложном» проводятся мастер-классы, семинары, и дискуссии. Основатель Клуба - Софи Баеш, журналист.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤