Из России за 20 лет через офшоры утекло более $800 млрд.
Последние 3 года объем внешнеторговых операций через офшорные зоны только растетЗа 20 лет из России в офшоры было выведено более 800 млрд. долларов, сообщил на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам его председатель Сергей Рябухин. Об этом сообщает ИА «Финмаркет».
По его словам, только на одном Кипре зарегистрировано более 170 тыс. российских компаний. Как сказал Рябухин, на сегодняшний день большая часть крупных и мелких российских предприятий используют именно офшоры, через которые выводятся миллиарды долларов ежегодно.
Практика использования офшорных компаний крайне разнообразна, при этом насчитывается несколько десятков схем налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации, отметил сенатор. «Офшоры используются для манипуляций с ценами при трансфертных операциях, для создания холдинговых структур, вывода из-под налогообложения прибыли, инвестирования и кредитования, в том числе для самоинвестирования и самокредитования, для учреждения трастов и передачи им имущества, для проведения лизинговых операций, выплаты лицензионных платежей и тому подобное», — пояснил Рябухин.
В ходе заседания говорилось о том, что в 2010 году объем внешнеторговых операций, которые проводились через офшорные зоны, составил более 242 млрд. долларов, в 2011 году — более 305 млрд. долларов, а в 2012 году — свыше 321 млрд. долларов. При этом, как отмечали сенаторы, доля экспортно-импортных операций с использованием офшоров в стоимостном выражении в общем объеме внешнеторгового оборота России составила в 2010 году более 41%, а в 2012 году — более 42%. В пятерку лидеров по осуществлению внешнеторговых операций через офшорные зоны российскими компаниями входят Швейцария, Гонконг, Ирландия, Кипр, Британские Виргинские острова.
Одной из проблем, о которой говорилось в ходе заседания, является отсутствие единого юридически закрепленного определения офшорной зоны, а также определения перечня стран, относящихся к таким зонам. При этом отмечалось, что существует два перечня, составленных Минфином и Банком России, между которыми имеются существенные отличия, что говорит о необходимости выработки однозначных критериев отнесения той или иной страны к офшорной зоне.
Участники заседания отмечали, что экспорт нефти является самой доходной частью российского бюджета, но при этом добываемая нефть зачастую реализуется нефтяными компаниями своим дочерним предприятиям по заниженной внутрикорпоративной цене, после чего эти дочерние предприятия продают нефть через офшоры, но уже по мировым ценам. Таким образом, прибыль оседает в офшорных зонах, что причиняет ущерб государственным интересам. Аналогичная схема уклонения от уплаты налогов применяется и в других бюджетообразующих отраслях экономики, таких как металлургический комплекс, лесная отрасль, а также в топливно-энергетическом комплексе.
Наиболее распространена схема, когда внешнеторговые контракты с офшорными компаниями носят формальный характер: при импорте товары поступают в Россию не из офшорных территорий, а из стран происхождения товаров, аналогично при экспортных операциях поступают из России в страны-получатели, а не на территории офшорных зон. В связи с этим участники заседания высказались за совершенствование статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, за определение в законодательстве такого понятия, как «офшорная зона», и критериев отнесения государств к офшорным зонам, а также за внесение изменений в законодательство о налогах и сборах с целью установления механизма налогообложения в РФ доходов, контролируемых иностранными компаниями.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.