Что такое бизнес по-казахстански?
Чем предпочитают заниматься предприниматели, чтобы заработатьБизнес по-казахстански имеет свои яркие отличительные особенности, все хотят вложить минимум средств, но, при этом, быстро получить ощутимую прибыль. Специалисты считают, что эта ненадежная схема работает, по крайней мере, первое время. Многочисленные эксперты считают нашу страну уникальной для развития бизнеса. Например, генеральный менеджер интернет-процессора CNP Processing GmbH Константин Горожанкин, утверждает, что любое отечественное предпринимательство приведет к успеху, если будет правильно выстроено. По его мнению, на рынке присутствует очень низкая конкуренция. Несмотря на то, что во вновь созданной палате предпринимателей только в Алматы насчитали 200 тыс. бизнесменов, из них реально работают меньше половины, говорит директор палаты предпринимателей Алматы Ерлан Стамбеков.
«В основном наши предприниматели занимаются продажами. Лишь десятая часть из них уходит в производство. Это сложный процесс - требует навыков, знаний, усилий, терпения. Я уже не говорю о деньгах, нужны очень большие вложения. Однако у производства есть главное преимущество - прибавочный продукт. Как по Марксу, берете сырье, производите его, создаете прибавочный продукт», – отметил спикер.
Сам глава палаты предпринимателей в бизнесе больше двадцати лет. Большую часть из них он тоже занимался перепродажами, а сейчас производит карточки для взаиморасчета на заправочных станциях. На вопрос, что помогло Стамбекову удержаться в бизнесе, отвечает:
«Надо быть всегда на волне, идти в ногу со временем. Ситуации, конъюнктура рынка и правила игры постоянно меняются. Мы начинали с продаж, от ширпотреба до алкоголя. Торговля – это хорошая школа для бизнесмена. Я научился там выстраивать, планировать, потом решил диверсифицировать бизнес и занялся новыми технологиями», рассказал Ерлан Стамбеков.
Эксперт Константин Горожанкин согласен с тем, что сфера IT-технологий сейчас самая быстрорастущая. Темпы роста там в Казахстане составляют 1,5-2 раза в год. Однако, изобретать iPhone все же не советует.
«В Казахстане никогда не было Нобелевского лауреата, и не будет. Если нам и грозит такая мировая премия, то разве в номинации «За мир». Мой совет – не выдумывать что-то новое, а использовать то, что есть, работать на уже раскрученные бренды или обслуживать крупные предприятия», – считает Горожанкин.
Начинающий предприниматель Габит Шожанов из Костаная не стал выдумывать велосипед, а занялся продажей нового для казахстанского рынка стройматериала – пенозола. Обычный парень из аула закончил профессионально-технический колледж. Живет с матерью-инвалидом, денег на большой бизнес пока не имеет. О пенозоле прочитал в интернете. Узнал, что этом сравнительно дешевый материал из России, легкий в производстве.
«Это, так называемый стартап, когда, не имея ничего, начинаешь с одной идеей», – поясняет Габит Шожанов. «У меня ничего нет за душой, взял субсидированный кредит у государства. Все лучше, чем платить 15% годовых. Приобрел автомобиль, потратился на рекламу, арендовал небольшое помещение под мини-цех. В бизнесе важно быть первым. Это я методом проб и ошибок понял. Пенозола в нашей стране еще не было. Это инновация в строительстве. Продажи только начались, но я уверен, что дело пойдет», – выразил надежду начинающий бизнесмен.
Однако останавливаться на одном производстве молодой предприниматель не собирается, планирует заняться IT-технологиями. Причем амбициозного стартапера не пугает, что у него нет даже высшего образования.
«Конечно, мне не хватает знаний. Без образования очень непросто, но я решил набрать команду математиков, которые будут заниматься разработкой моей идеи. В конце концов, высшее образование можно получить заочно. Бизнесом успешным занимаются люди в большей степени смелые, а не высокообразованные. Тут характер нужно проявлять, рисковать. Моя цель покажется слишком патриотичной, но я, действительно, хочу что-то сделать для страны, производить, а не перепродавать», – говорит Габит Шожанов.
К слову, среди молодых предпринимателей такой патриотизм становится даже трендом. Двадцатипятилетний Нуржан Мадияров из Алматы даже сменил стезю политолога на фермерскую деятельность. Хозяйство организовал на базе семейного участка. Вложил свыше 400 тыс. долларов, и уже сейчас его предприятие на 11 гектарах земли производит десятки самых разных продуктов - от колбасы, варенья до йогурта и пирожных. При хозяйстве работает служба доставки и call-сenter. Чтобы создать такой мини-кластер Нуржану пришлось купить украинскую франшизу доставки натуральных продуктов день в день.
«Я по специальности политолог, но всегда мечтал открыть что-то свое. А сейчас само время помогло – в тренде натуральные продукты», – говорит Нуржан Мадияров. «Вложенных денег я еще не отбил, но в сутки мы уже осуществляем до 25 заказов, хотя работаем всего несколько месяцев. У меня работает 45 человек. За глобальными рынками гнаться я не собираюсь. Мне достаточно освоить локальный. Больно смотреть, как наш рынок заваливают китайскими подделками. Очень хочется изменить образ фермера, чтобы заниматься этим было престижно», – подчеркнул Нуржан.
Однако генеральный менеджер интернет-процессора CNP Processing GmbH Константин Горожанкин иллюзий о зарождении патриотичного тренда в среде начинающих предпринимателей не разделяет:
«Мы часто проводим тренинги, в том числе, и за рубежом, в СНГ. И всегда по завершении курса, спрашиваем: кто хотел бы после института заняться своим бизнесом? Меньше всего желающих из Казахстана. Наши молодые люди видят себя чиновниками, сотрудниками больших корпораций, мечтают выгодно выйти замуж или жениться, и где-то на последнем месте задумываются о своем бизнесе. У нас если прибыль меньше 10%. Люди просто не будут заниматься бизнесом, положат деньги на депозит и будут довольствоваться этим. Для нас маржинальность 20% – это нормально. Некоторые в перепродажах имеют и 100%, 150%», – отметил эксперт.
Впрочем, и кредиты в Казахстане одни из самых дорогих – от 14% годовых. Предприниматели просто вынуждены рассчитывать на большие прибыли, чтобы рассчитаться хотя бы с займами.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.