Event-услуги в РК можно разделить на 3 категории
О проблемах, существующих на рынке event-ycлуг, рассказали игроки рынкаНа рынке event-услуг в Казахстане существуют некоторые сложности, в частности - нехватка свежих идей и скудный ассортимент услуг. Об этом корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказал Алмас Джунуспаев, руководитель Eventum Premo KZ.
«Несмотря на то, что новаторство – это первостепенная задача event-компании, редкое агентство в Казахстане способно предложить что-то действительно необычное», - отметил спикер. Если говорить о провайдерах услуг, на сегодняшний момент в Казахстане нет ни одной крупной компании, которая охватывала бы все направления event-бизнеса по всей стране.
«Есть отдельные игроки, которые занимаются образовательными мероприятиями, развлекательными проектами (свадьбы, корпоративы). Еще одна проблема – непрозрачная система принятия решений о выборе провайдеров. Это препятствует формированию здоровой конкурентной среды, способствующей развитию рынка», - говорит Алмас Джунуспаев.
Зрелый рынок услуг мероприятий Европы является примером для подражания. Как отметил Алексей Берлов, Партнер агентства Eventum Premo, существует несколько направлений развития рынка. Например: специализация компаний. Выбор сегмента, выбор своего позиционирования и ниши позволяет аккумулировать опыт и уникальные решения.
«Следующее направление - прозрачность и конкурентность закупок. Это серьезные рычаги для развития рынка. Побеждать нужно креативом и репутацией. Еще одно направление – это появление каналов для общения. Это журналы, сайты и профильные мероприятия, на которых участники рынка обсуждают тенденции и узнают новую информацию», - поясняет Алексей Берлов.
Большая разница
Рынок event-услуг Казахстана в разы меньше аналогичного российского рынка. Например, официальная численность населения всей РК – чуть более 16 миллионов. В то же время, население Москвы и Московской области составляет примерно те же 16 миллионов, отмечают эксперты. Российский рынок event-услуг более сегментирован и на данном этапе стал более прозрачным.
Условно, event-услуги в РК можно поделить на 3 категории, считает Алмас Джунуспаев.
1-ая категория – это провинциальные рынки, event-услуги на которых находятся на начальном уровне развития. Несмотря на то, что здесь имеются крупные клиенты в лице фабрик, заводов и комбинатов, качество предоставляемых им услуг достаточно невысоко.
2-ая и 3-я категории – это event-рынки городов Алматы и Астана. Казалось бы, между ними не должно быть разницы, но она существует.
«Во-первых, в Астане большинство мероприятий проводятся по государственным заказам. Почти все местные event-компании так или иначе связаны с государственными органами. В Алматы ситуация иная. Здесь event-услуги представлены, по большей части, мероприятиями коммерческого и культурного характера», - комментирует Алмас Джунуспаев, - «Конечно, в последнее время офисы многих компаний и представительств переезжают в Астану. Также стоит отметить, что в Астане построено большое количество площадок, предназначенных для проведения мероприятий разного формата и масштаба».
Алексей Берлов считает, что рынок event-услуг Казахстана находится на пороге большого скачка. Такие услуги идут вслед за развитием бизнеса, помогая эффективно решать целый ряд конкретных задач. «Например, налаживание коммуникаций внутри бурно развивающихся компаний или продвижение продукта в отдельные потребительские сегменты, или построение коммуникации в целой отрасли, или продвижение бренда города или страны для внутренних и внешних аудиторий. Это требует от участников рынка больших компетенций и новых ресурсов для решения амбициозных задач», - говорит эксперт.
Эффект ожидания
Деловой портал Kapital.kz поинтересовался, как варьируется стоимость оказываемых услуг, и из чего она складывается. По информации экспертов компании, обычно речь идет об агентской комиссии. Она варьируется от 5 до 15% в зависимости от размера бюджета и сложности задачи. Существует и другой подход: оплата услуг команды агентства по часам, когда ставка варьируется в зависимости от уровня специалиста.
Как отметил Алексей Берлов, фестиваль 3D-граффити, известный как искусство «мадоннари», в одном из парков Москвы. Бюджет мероприятия составил всего 30 000 долларов (4 590 000 тенге).
«Мы привлекли несколько немецких художников, которые владеют техникой «мадоннари», а также студентов профильных вузов, которые могли рисовать и учиться одновременно. Всего было сделано около 20 рисунков. Эффект превзошел все ожидания. Аудитория проекта составила 40 млн человек», - отметил собеседник.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.