Наперегонки со временем

Инфляционные ожидания растут, а инфляция – нет В понедельник Агентство РК по статистике опубликовало данные по инфляции в се...

Инфляционные ожидания растут, а инфляция – нет

В понедельник Агентство РК по статистике опубликовало данные по инфляции в сентябре. В годовом выражении инфляция в Казахстане составила 8,7%. Годовая инфляция несколько снизилась в прошлом месяце, достигнув максимума в августе этого года на отметке в 9%.

Движение инфляции в сторону заявленного Нацбанком коридора 6-8% произошло в первую очередь за счет снижения цен на продовольствие. Согласно статданным, цены на продовольственные товары снизились за август на 0,1%, а за сентябрь – на 0,2%.

Несмотря на это, темпы общей инфляции за летний период варьировались от 0,5% в июле до 0,3% в августе-сентябре. Общая же накопленная инфляция с января по сентябрь составила 6,2%. Таким образом, учитывая, что до конца года осталось всего 3 месяца и то, что до верхней границы инфляционного коридора осталось пространство в 1,8%, можно осторожно предположить, что регулятору удастся сдержать слово. Тем не менее, самый сложный месяц – декабрь – еще впереди.

«(В августе – прим. ред.) Сохраняется сильное инфляционное давление – по-видимому, обусловленное ускорением роста денежной массы. По итогам текущего года годовая инфляция, возможно, составит около 8,5%», – говорилось в опубликованном в сентябре обзоре инвестиционной компании «Тройка Диалог» «Экономика Казахстана – стабильный рост при ускоренной инфляции».

«От Нацбанка в сегодняшних условиях мало что зависит. Сейчас все будет определяться тем, как быстро и насколько сильно упадут цены на энергоносители на мировых рынках в силу последних тенденций, плюс от того, в какой степени повлияет на внутренние цены на продовольствие огромный зерновой урожай этого года у нас, – говорит директор Центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов. – В целом шансы удержаться на верхней границе целевого коридора инфляции у Нацбанка появились».

Высокая инфляция в этом году, в первом квартале, была вызвана резким ростом цен на коммунальные услуги. Однако основное влияние на инфляцию оказывают дорожающие энергоносители и продовольствие. Это стало главной причиной, почему летом, в традиционно инфляционно низкий период, рост цен в Казахстане достиг своего пикового значения за последние 2,5 года. «Внутренний спрос тут особенно ни при чем – это видно по цифрам. В основном на это повлияли внешние факторы – рост мировых цен на продовольствие и энергоносители, а также адаптация к новым ценовым уровням в рамках Таможенного союза», – говорит Ораз Жандосов.

Так, в методологии расчета индекса потребительских цен от Агентства РК по статистике доля продовольственных товаров составляет 38,8%, непродовольственных товаров – 31,4% и платных услуг – 29,8%.

А может поменять ИПЦ?

В прошлом месяце Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал очередной «Прогноз мировой экономики». Одна из глав текста этого прогноза посвящена борьбе с инфляцией, где предлагается центробанкам развивающихся стран использовать в качестве ориентира по инфляции не общий ИПЦ, а показатели структурной или базовой инфляции.

Основным аргументом к этому является то, что ценовые шоки на рынках продовольствия и энергоресурсов могут в краткосрочном периоде сильно влиять на инфляцию, но так как для монетарного регулирования более важны среднесрочные значения, то некоторая подмена понятий пойдет во благо. Такие среднесрочные ориентиры может обеспечить структурная и базовая инфляция. В результате смены индикатора центробанкам будет проще контролировать ситуацию, и доверие к ним, по мнению МВФ, будет расти.

Как известно, некоторые центробанки (например, Банк Японии и ФРС) уделяют большее внимание не ИПЦ, а именно структурной инфляции. Для Банка Японии ключевым индикатором ценовой стабильности является индекс потребительских цен, за исключением свежего продовольствия. А ФРС в своих прогнозах инфляции для монетарной политики использует ИПЦ, в котором исключены продовольственный и энергетический компоненты.

Показатель базовой инфляции уже рассчитывается статагентством и публикуется в специальном сборнике. Базовая инфляция без учета роста цен на фрукты, овощи, бензин и уголь весь прошлый год находилась выше показателя общей инфляции. Так, она последовательно снижалась с 8% в январе до 7,3% в декабре 2010 года, при общей годовой инфляции в 7-7,4%.

«В целом репрезентативность ИПЦ, рассчитываемого АРКС, нужно повышать. Что касается предложений МВФ (они в принципе не новы) о целесообразности применения показателя среднесрочной структурной (underlying) инфляции, то я поддерживаю его использование для целей денежной политики нашего центрального банка, – отмечает г-н Жандосов. – При этом для целей социальной политики правительства (таких как индексация пенсий, пособий и т.п.) должен по-прежнему использоваться показатель общей инфляции».

Тем временем, из публикуемых данных статагентства опасение внушают растущие с каждым годом инфляционные ожидания населения. Согласно статданным, доля опрошенных статагентством лиц, уверенных, что цены на потребительские товары поднимутся, выросла с 2008 по 2010 годы с 40,9 до 55%. При этом более всего уверены в повышении цен не жители Алматы и Астаны, а жители центральных и южных регионов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤