Отсутствие конкуренции ведет к дефициту ГСМ

Такое мнение высказал глава Казахстанской топливной ассоциации

По мнению председателя правления Казахстанской топливной ассоциации, сразу несколько причин ведут внутренний рынок страны к дефициту топлива. Как отметил Болат Ауетаев в интервью Oilnews.kz. Первая причина – ограничение импорта нефтепродуктов из России. Оно привело к дефициту и повышению оптовых закупочных цен на отечественные нефтепродукты, так как казахстанский рынок нефтепродуктов на 40% зависит от импортных поставок. Вторая — остановка НПЗ на плановые ремонты. В июне закрылся Павлодарский завод, в октябре – Шымкентский. При этом Атырауский НПЗ не может обеспечить розничных реализаторов высокооктановыми нефтепродуктами. Третья причина кроется в полной зависимости Павлодарского НХЗ от поставок российской нефти, которые профильное министерство не может обеспечить в необходимых объемах.

«Вообще, имеет место антиконкурентная политика государства, которая и способствует росту дефицита. Посмотрите, в мае 2013 года Миннефти и газа определила трех поставщиков нефтепродуктов на внутренний рынок – ТОО «Petroleum Operating», ТОО «Petrosun», АО «ҚазМұнайГаз Өнімдері». На каких основаниях отобраны эти компании – до сих пор непонятно. Между тем, они не справляются с обеспечением розничных реализаторов нефтепродуктами даже в квотированных объемах. Кстати, Агентство по защите конкуренции провело расследование и выдало МНГ предписание по прекращению антиконкурентных действий этих трех компаний. Но воз и ныне там» –, отметил в интервью глава топливной ассоциации. 

По словам Болата Ауетаева, наладить принятую схему Миннефти и газа  так и не удалось. Учитывая ограниченные на данный момент инфраструктурные возможности, Казахстан вряд ли сможет полностью обеспечивать свои потребности в ГСМ за счет КНР. К тому же заявленный объем переработки нефти в размере 1,5 млн. тонн - это лишь около 15% от объема, необходимого для обеспечения потребностей казахстанского топливного рынка. Мы до сих пор зависим от российского импорта ГСМ. В частности, по итогам прошлого года Россия продала в Казахстан около 1,3 млн. тонн нефтепродуктов.

По мнению эксперта, по-прежнему так и неясно на основании каких данных утверждаются предельные цены на розничную продажу нефтепродуктов, а также с какого источника берутся те или иные цифры, входящие в формулу расчета.

«В январе этого года железнодорожный тариф на перевозку нефтепродуктов был повышен в среднем на 42%. А предельные розничные цены на нефтепродукты остались на том же уровне.   Но ведь  согласно утвержденной постановлением правительства формуле расчета, в этих ценах  должна  учитываться и стоимость железнодорожной перевозки нефтепродуктов. Получается,  что предельные цены должны  были подрасти вслед за тарифами КТЖ еще в январе этого года. Однако их намерены повысить лишь на АИ-92.  Но  Аи-80,  солярку и другие  виды топлива перевозят по железной дороге по такому же  тарифу. Продавцы ГСМ терпят убытки», – подчеркнул Болат Ауетаев. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤