В Казахстане не хватает денег на ремонт дорог
Значительная часть автомобильных дорог в Казахстане не соответствует предъявляемым требованиям. Свыше 9 тыс. километров или 43%...Значительная часть автомобильных дорог в Казахстане не соответствует предъявляемым требованиям. Свыше 9 тыс. километров или 43% дорог в стране с неисправным покрытием проезжей части, более 2,5 тыс. километров имеют опасные дефекты. Такие недостатки были выявлены в ходе осмотра автомобильных дорог весной текущего года, сообщили деловому порталу Kapital.kz эксперты «Союза дорожников».
Также выяснилось, что свыше 6 тыс. километров дорог республиканского значения находятся в стадии разрушения и требуют капитального ремонта. Намного хуже ситуация на автомобильных дорогах областного и местного значения. По мнению экспертов, такая ситуация сложилась из-за крайне недостаточного выделения денежных средств на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.
По информации «Союза дорожников», в 2013 году на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог международного и республиканского значения необходимо было выделить из республиканского бюджета 41874 млн. тенге. Фактически выделено 7787 млн. тенге или 17% от норматива.
Кроме того, не выполняются инструкции по назначению капитального и среднего ремонта дорог. Например, в 2013 году на средний ремонт дорог международного и республиканского значения выделено из республиканского бюджета 9 млрд. тенге, этих средств хватает для проведения ремонта 1 тыс. 112 км, или в четыре раза меньше нормативов. На капитальный ремонт выделено 9,7 млрд. тенге для проведения ремонта 58 км, что составляет менее 10% от нормативов.
«На наш взгляд, для исправления ситуации необходимо восстановить Дорожный фонд – государственный внебюджетный фонд, создаваемый для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования», – говорят в «Союзе дорожников».
Подобный фонд ранее уже действовал в Казахстане. По мнению экспертов Республиканского общественного объединения «Союз Дорожников», источниками формирования дорожного фонда могли бы быть: налоги на пользователей дорогами, акцизы на бензин и дизельное топливо, плата за въезд, выезд и транзитный проезд по территории Республики Казахстан, ассигнования из бюджетов разных уровней.
Также необходимо правильное распределение средств, выделяемых на содержание, ремонты и реконструкцию автомобильных дорог, подчеркивают эксперты.
«В последние годы мы наблюдаем практику, когда выделенные республиканским бюджетом в начале года денежные средства на развитие автодорог в течение года несколько раз корректируются в сторону уменьшения. В результате этого неосвоенные деньги перераспределяются в бюджете по другим отраслям, хотя сразу в начале года можно было их направить на ремонты и содержание автодорог, и они были бы полностью освоены. Мы полагаем, что поставленные вопросы должны найти решения в соответствующих правительственных органах и способствовать дальнейшему росту экономики Казахстана», – заключили эксперты.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.