Смирнов: Цены на ГСМ в стране неадекватны
Цены на ГСМ в Казахстане устанавливаются не на основе реалий местного рынка, а глядя на мировые котировки нефти и рынки других г...Цены на ГСМ в Казахстане устанавливаются не на основе реалий местного рынка, а глядя на мировые котировки нефти и рынки других государств, как будто Казахстан не экспортер, а импортер сырой нефти. Об этом в интервью корреспонденту делового еженедельника Kapital.kz заявил экономист Института политических решений (ИПР) Сергей Смирнов.
По словам Сергея Смирнова, пока в Казахстане нет предпосылок для стабилизации цен на внутреннем рынке. На изменение стоимости ГСМ все 20 лет независимости влияют котировки нефти на мировом рынке, курс доллара, дефицит и низкое качество нефтепродуктов собственного производства, непрозрачность внутреннего топливного рынка.
По оценке экономиста, цены на ГСМ в стране абсолютно не адекватны. Существующий подход к ценообразованию, по словам Сергея Смирнова, позволяет ресурсодержателям получать значительную маржу за счет разницы между мировыми ценами – 100-110 долларов за баррель и стоимостью добываемой в стране нефти. Так, затраты на добычу и прокачку барреля нефти по нефтепроводу, по информации аналитика ИПР, не превышают 30-35 долларов.
Главный научный сотрудник института экономики министерства образования и науки (МОН) РК Олег Егоров считает, что проблемы на топливном рынке страны не будут решены до тех пор, пока регулятор не изучит проблемы рынка и не наведет там порядок.
«Слишком мало внимания уделяется тому, чтобы наладить четкую организацию процесса «добыча-переработка-реализация», – считает он.
Стабилизировать ситуацию на топливном рынке, по оценке Олега Егорова, поможет доскональное изучение всех звеньев, через которые проходит нефть, прежде чем поступить на АЗС к потребителям. На пути следования горючего от завода к АЗС слишком много средств тратится на промежуточные звенья, что откладывается на конечной стоимости продукции.
«Когда мы поймем, через какое количество посредников проходит продукция прежде, чем поступить к конечному потребителю, мы сможем устранить лишние звенья в этой цепочке, что позволит значительно сократить себестоимость ГСМ», – уверен Олег Егоров.
По его мнению, необходимо разработать схему, в рамках которой какие-то крупные предприятия-оптовики будут закупать у заводов ГСМ, затем поставлять продукцию на базу, с которой бензин будет поступать на АЗС. При этом эксперт подчеркнул, что выбранные оптовики должны иметь свой транспорт, предназначенный для транспортировки ГСМ. Олег Егоров пояснил, что зачастую предприятия нанимают транспорт у отдельной компании для перевозки продукции, что соответственно сказывается на цене бензина.
Еще одним фактором, негативно влияющим на стоимость ГСМ в республике, по замечанию Олега Егорова, является неполная загруженность отечественных НПЗ. Заводы, которые перерабатывают меньше сырья, чем изначально предусмотрено мощностями, потребляют столько же энергии, что и НПЗ, работающие на полную мощность. По данным специалиста, отечественные НПЗ недозагружены на 20%.
Также дестабилизацию на отечественный рынок ГСМ, по словам Сергея Смирнова, привносят закрытость оптового ценообразования и слабость антимонопольных структур. Для устранения проблем, по его словам, необходимо законодательно регламентировать ценообразование оптовых поставщиков ГСМ с введением учитывающей уровень рентабельности торговой надбавки для розничных реализаторов. А развитие биржевой торговли, по мнению Сергея Смирнова, сделает внутренний топливный рынок более прозрачным.
В свою очередь, Олег Егоров настаивает на том, что оптовые цены на ГСМ необходимо регулировать. Полагаться на рыночный механизм регулирования цен на рынке ГСМ, по словам Олега Егорова, не приходится, так как главной задачей любого продавца является получение максимальной выгоды, что приведет к росту цен на топливо.
Как сообщалось ранее, в США начато расследование по вопросам ценообразования на рынке нефти и нефтепродуктов. Европейские регуляторы также проверяют возможные факты манипуляций с ценами на нефть на мировых рынках.
По мнению экспертов, маловероятно, что казахстанские регуляторы последуют примеру зарубежных коллег. И это несмотря на то, что на отечественном топливном рынке остается множество нерешенных проблем.
Отметим, заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Аманжол Алпысбаев ранее сообщал, что удорожания топлива в июле в Казахстане не ожидается. В марте текущего года предельные цены были повышены на дизельное топливо – на 8% до 102 тенге за 1 литр. Цены на регулируемые марки бензина остались прежними: АИ-80 – 89 тенге за литр, АИ-92 – 110 тенге.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.