Антирейтинг по уровню доступности жилья в РК

Самое недоступное социальное жилье сегодня в Астане, где ситуацию с дефицитом жилья для нуждающихся жителей столицы не позволяют...

Самое недоступное социальное жилье сегодня в Астане, где ситуацию с дефицитом жилья для нуждающихся жителей столицы не позволяют улучшить даже высокие темпы строительства. Как ни странно, наиболее устойчивые позиции в антирейтинге заняли области, относящиеся к южному региону, а также город Алматы. Об этом деловому порталу Kapital.kz  рассказали в ОО «Казпотребнадзор».

В статье первой первого раздела Конституции Республике Казахстан указано, что наша страна утверждает себя социальным государством. Этим утверждением помимо прочего власть берет на себя ответственность по предоставлению социально незащищенным слоям населения и другим отдельным категориям граждан жилья на льготной/безвозмездной основе. Однако в народе бытует мнение, что дождаться получения подобного рода жилья на практике почти невозможно. В связи с этим исследовательское агентство «Рейтинг.kz» совместно с ОО «Казпотребнадзор» составили антирейтинг регионов Казахстана по уровню доступности социального жилья.

Результаты ранжирования

Абсолютным лидером антирейтинга стала Астана. Это можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, высокой динамикой роста численности населения столицы. Во-вторых, больших количеством государственных служащих имеющих право на получение льготного жилья. В-третьих, сравнительно высокой правовой грамотностью жителей столицы (в первую очередь госслужащих) и как следствие их осведомленностью относительно возможности получения жилплощади на льготных условиях.

Тем не менее, с учетом темпов ведения новой жилплощади в Астане ситуация с чрезвычайно большим количеством очередников в столицы вызывает по меньшей мере недоумение. В течение последних лет Астана является абсолютным лидером по темпам введения в эксплуатацию жилой недвижимости. Однако это не позволяет существенно снизить количество очередников на получение жилья из государственного коммунального жилищного фонда. То есть высокие темпы строительства не позволяют улучшить ситуацию с дефицитом жилья для нуждающихся жителей столицы. Вместо этого новостройки остаются незаселенными и используются состоятельными гражданами как способ сохранности средств.

Отдельного внимания заслуживают цены на недвижимость в Астане. В последнее время они вызывают нарекания не только простых жителей столицы, но и Президента РК Нурсултана Назарбаева. По словам главы государства, они связаны с отсутствием конкуренции и продажей земли ограниченному кругу компаний. То есть фактически Президент обвинил акимат Астаны в лоббировании интересов отдельных строительных компаний.

Проблемная ситуация фиксируется во всех западных областях. В Атырауской, Западно-Казахстанской и Актюбинской областях примерно каждая десятая семья состоит на получение социального жилья. Сотрудники акимата Мангистауской области более чем за три месяца не предоставили информацию о количестве очередников на получении жилья из государственного коммунального жилищного фонда. Данная информация также не была найдена на сайте акимата области. Данные факты косвенно свидетельствуют о преднамеренном сокрытии запрашиваемой информации. Это позволяет сделать вывод о большом количестве очередников на получение жилья на льготных условиях в указанном регионе.

Далее в рейтинге располагаются преимущественно области, относящиеся к северному и центральному регионам: Костанайская, Павлодарская, Акмолинская, Северо-Казахстанская и Карагандинская. Относительно благоприятную ситуацию с обеспечением нуждающегося населения жильем из государственного жилищного фонда в указанных областях можно во многом объяснить характером демографических процессов в них. Здесь наблюдается сравнительно низкая рождаемость и устойчивый отток населения в Россию, в связи, с чем количество очередников заметно снижается.

Как ни странно, наиболее устойчивые позиции в антирейтинге заняли области, относящиеся к южному региону, а также город Алматы. В очередях здесь состоит в разы меньшая доля жителей, чем в столице. По всей видимости, это связано с большой долей сельского населения, а также административными препонами при постановке в очередь на получение социального жилья.

Красным цветом выделены области, которые не предоставили запрашиваемую информацию. Информация по Кызылординской и Павлодарской областях была изыскана на официальных сайтах акиматов соответствующих областей. Данных по Мангистауской области не было найдено в открытом доступе.

Транспарентность акиматов

Сбор данных о количестве очередников на получение льготного жилья в регионах Казахстана производился посредством направления соответствующих запросов в областные акиматы от 30 и 31 января 2013 года. Согласно действующему законодательству, акиматы должны были предоставить запрашиваемую информацию в течение 15 дней, в случае если запрос носит простой характер и в течение месяца, если запрос требует дополнительного изучения. Однако вопреки требованиям Закона, своевременно запрашиваемые данные предоставили только 9 из 16 акиматов. Таким образом, в «зеленый» список акиматов по уровню открытости для гражданского общества попали: Костанайская, Атырауская, Карагандинская, Актюбинская, Северо-Казахстанская и Акмолинская области (все предоставили запрос в течение 15 дней), а также акиматы города Алматы и Алматинской и Южно-Казахстанской области (30 дней).

Однако специалисты ИА «Рейтинг.kz» проявляли упорство и продолжали добиваться запрашиваемых данных от акиматов, которые не предоставили информацию в срок. В результате регулярных звонков, еще четыре региона предоставили информацию с существенным опозданием. Таким образом, в «желтый» список попали: ВКО, ЗКО, Жамбылская область и город Астана.

В «красный», штрафной список попали три области, где, несмотря на регулярные звонки и напоминания (в течение трех месяцев) так и не предоставили запрашиваемой информации: Мангистауская, Павлодарская и Кызылординская. В данном случае следует отметить, что специалисты из акиматов Мангистауской и Павлодарской областей при каждом последующем телефонном звонке специалиста «Рейтинг.kz» обещали непременно выслать запрашиваемую информацию. При этом ответственный специалист из акимата Кызылординской области в течение трех месяцев всячески избегал телефонных разговоров с представителями «Рейтинг.kz». Такова оказалась реакция акиматов на официальные запросы НПО. Несложно представить каково отношение региональных органов власти к обращениям обычных граждан.

Выводы и рекомендации:

Размер очередей на получение жилья из государственного жилищного фонда а также темпы введения подобного рода жилья не позволяют рассчитывать, что ситуация в среднесрочной перспективе будет иметь положительную динамику. Для кардинального исправления ситуации государству следует вносить кардинальные преобразования в программу.

Первый сценарий. Существенное увеличение объема инвестиций в сферу направленных на увеличении темпов строительства социального жилья.

Второй сценарий. Существенное сужение перечня категорий лиц, которые могут претендовать на получение жилья на льготных условиях, либо постепенное полное сворачивание программы.

Кроме этого предлагается:

Перевести очереди на получение жилья из государственного жилищного фонда в электронный, максимально открытый формат (по примеру электронных очередей в детские сады). Это позволит проводить постоянный контроль над темпами продвижения очередей без увеличения материальных и трудовых затрат компетентных органов.

Ввести критерий «удовлетворение потребностей нуждающегося населения в социальном жилье» в число характеристик отражающих качество работы городских и областных акимов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤