Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Экономика
  3. Какие тренды наблюдаются в мировой экономике

Какие тренды наблюдаются в мировой экономике

И как они могут повлиять на наш регион, рассказали аналитики Евразийского банка развития

Автор:
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

«Последние годы мировая экономика похожа на игру в шахматы, где после каждого хода меняются правила. Условия меняются, ограничения новые появляются – все это повышает неопределенность и влияет на торговлю, инвестиции и планы развития», – сказал во время презентации макроэкономического обзора на 2026-2028 годы заместитель председателя правления – главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.

Вообще, очень многое меняется, подчеркивает он.

«Мы заметили, что мировая торговля перестала быть драйвером мирового роста. Глобальная торговля была драйвером мирового роста 40 лет – то есть росла быстрее ВВП и двигала его. С начала 2020-х это не так. Теперь присоединились мировые трансграничные инвестиции – они тоже много десятилетий опережали рост ВВП. И вот теперь уже второй год – 2024-2025 годы – тренд изменился, и трансграничные инвестиции начали снижаться последние два года: в прошлом году они упали на 11%», – делится Евгений Винокуров.

По его словам, крупные экономики сокращают зарубежные вложения, ориентируются на развитие внутреннего производства.

«Это очень серьезная вводная для нашего региона и для всей мировой экономики в целом. Вторая вводная – выросла стоимость денег. С 2009-го по 2021 год – 13 лет – мировая экономика жила в условиях бесплатных денег. Но на самом деле если инфляция – 2%, а деньги в США, еврозоне стоили 1%, то фактически реальная стоимость денег была отрицательной. 13 лет длился этот период, а сейчас мировая экономика вернулась в состояние «нормальности» – к старой нормальности нулевых, 90-х годов», – отмечает эксперт.

Деньги – это тоже товар, как стулья или шоколад, они должны стоить денег, объясняет он.

«Сейчас это опять стало так. Это хорошо – в целом, нормально: то есть не накапливается дисбаланса. Но в моменте компаниям во всех странах мира нужно адаптироваться к тому, что деньги снова стали стоить денег», – обращает внимание Евгений Винокуров.

И сейчас еще крупные корпорации – американские, европейские, японские – живут на заемные средства 2019-2020-2021 годов, которые они брали под очень низкую ставку, добавляет он.

«А сейчас им надо будет их рефинансировать – они уже начинают – под достаточно высокую ставку. И это не проблема – мы не предвидим повторение какого-то глобального кризиса в ближайшие годы. Но мировой экономике необходимо время на адаптацию: просто нужно адаптироваться к новым или старым условиям. К чему я это говорю – это все внешние условия для нашего региона», – резюмирует спикер.

Что это означает? В ЕАБР считают, что, исходя из этих вводных, внешняя среда не будет больше драйвером роста экономик Евразийского региона.

«И экономики нашего региона четко на это реагируют: мы видим, как они переключаются на внутренние факторы роста – внутренние инвестиции, внутреннее потребление, структурные реформы. Вот это теперь становится драйверами роста на ближайшие годы», – заключает заместитель председателя правления – главный экономист ЕАБР.

Евгений Винокуров отдельно отмечает регион Центральной Азии.

«Центральная Азия демонстрирует самые высокие за последнее десятилетие темпы роста. Даже за 12 лет. По итогам 2025 года мы ожидаем в целом по региону 6,6%. В следующем году совокупный ВВП стран Центральной Азии превысит 600 млрд долларов. Центральная Азия по состоянию на сегодня – это уже достаточно крупный, быстрорастущий и обладающий стратегической важностью экономический регион», – подытожил спикер.

О прогнозах по глобальной экономике

По мнению аналитиков Евразийского банка развития (ЕАБР), мировая экономика будет расти несколько меньшими темпами, чем в 2024-2025 годы, и постепенно приспособится к новым торговым ограничениям.

В США в 2026 году ожидается рост около 1,6% на фоне тарифного конфликта и высокого уровня долга. Экономика еврозоны прибавит 1,1%, в основном благодаря увеличению госрасходов на оборону и инфраструктуру. Китай останется драйвером: экономика страны может вырасти на 4,6% в 2026 году, чему будет способствовать стимулирование внутреннего спроса властями.

Инфляция в США и еврозоне останется выше целевых уровней в 2026-2028 годы.

При этом динамика процентных ставок будет различаться. В США снижение ставок будет идти медленно из-за роста издержек на фоне тарифных конфликтов. В то же время ЕЦБ (Европейский центральный банк – Ред.), по мнению аналитиков ЕАБР, завершил цикл снижения ставок в 2025 году и начнет постепенно повышать их в 2026-2027 годы.

В 2025-2027 годы на сырьевых рынках ожидается разнонаправленная динамика: нефть немного подешевеет из-за роста предложения, тогда как цены на металлы вырастут благодаря увеличению инфраструктурных проектов и развитию «зеленой» энергетики.

Стоимость золота останется на повышенном уровне из-за высокого спроса на него в качестве резервного актива в условиях геополитической нестабильности и тенденции к дедолларизации, прогнозируют в ЕАБР.

Дедолларизация?

Аналитики ЕАБР также проанализировали, как меняется роль доллара в мировой экономике, и пришли к выводу, что доля доллара в резервах центральных банков медленно и устойчиво снижается, но его использование в международных расчетах продолжает расти, а роль в кредитных и депозитных операциях остается стабильной.

«Кратко резюмируя внешние условия – взрывного роста мировой экономики мы не ожидаем. Как это скажется на регионе – скорее всего, это не окажет какого-то значительного ограничительного эффекта, но и не будет драйвером роста», – говорит руководитель дирекции по аналитической работе ЕАБР Алексей Кузнецов.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в