Центр трансграничной торговли Евразия получит статус СЭЗ
Премьер-министр поручил до 20 декабря разработать концепцию ее создания
На заседании правительства премьер-министр Олжас Бектенов поручил министерству промышленности и строительства до 20 декабря 2025 года разработать Концепцию создания СЭЗ по Индустриальному торгово-логистическому комплексу и Центру трансграничной торговли «Евразия», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Министерству транспорта он поручил взять на особый контроль реализацию проекта по строительству контейнерного хаба в порту Актау и доложить о результатах работы к концу первого квартала 2026 года.
«Министерству торговли необходимо активизировать работу по поиску и привлечению потенциальных инвесторов для формирования и реализации совместных проектов по развитию трансграничных хабов», - отметил Олжас Бектенов.
Он напомнил, что глава государства поставил задачу сделать Казахстан основным транспортным хабом Центральной Азии. Поэтому создание торгово-логистических хабов является стратегически важным направлением развития трансграничных экономических связей.
«В условиях растущей конкуренции за транзитные маршруты и инвестиции нам необходимо ускоренно развивать наземную транспортную инфраструктуру, промышленную кооперацию и торговые сети. Полноценный запуск трансграничных хабов позволит значительно сократить сроки прохождения грузов, повысить пропускную способность, увеличить объёмы производства, налоговые поступления и экспорт», - отметил он.
При системном подходе эти проекты станут точками притяжения капитала и новых производств.
«Министерство торговли должно эффективно координировать деятельность всех заинтересованных госорганов. Также важно обеспечить постоянный мониторинг реализации проектов. Необходимо уделить внимание повышению инвестиционной привлекательности хабов», - пояснил премьер.
Для этого, в первую очередь, нужно создать комфортные условия для бизнеса. В частности, необходимо отдавать приоритет наличию готовой инженерной инфраструктуры, созданию специальных экономических зон, прозрачным процедурам и оперативному реагированию государственных органов и акиматов.
«Важно, чтобы на территориях хабов развивались не только логистика, складирование и перевалка грузов, но также создавались реальные производства и рабочие места. Для инвесторов критически важны предсказуемость, скорость и минимизация административных барьеров. Чем выше уровень сервиса, тем быстрее будут заполняться территории хабов резидентами и тем выше станет их экономическая отдача. В этой связи следует наладить регулярный диалог с инвесторами, операторами и производителями. Совместные проекты должны формироваться на взаимовыгодной основе», - подчеркнул он.
Премьер напомнил, что акиматам следует обеспечить доступность базовой инфраструктуры – земельных участков, инженерных сетей, дорожных и железнодорожных путей. Это фундамент для устойчивой работы всех хабов.
Ранее сообщалось, что китайская группа компаний Chongyun International планирует построить в Мангистауской области морской порт. Стоимость проекта - 300 млн долларов. Индустриальный торгово-логистический комплекс (ИТЛК) в Жамбылской области планируют расширить и преобразовать в специальную экономическую зону. Для развития Каспийского узла в Казахстане реализуют два крупных проекта - строительство контейнерного хаба в морском порту Актау и многофункционального морского терминала «Саржа» в порту Курык. Оба проекта включены в СЭЗ «Морпорт Актау». В 2026-2027 годы в Казахстане ожидается запуск пяти трансграничных хабов. До 2035 года РК вложит более 23 млрд долларов в развитие транспортных коридоров.
Читайте также
Планируемая стоимость проекта - 300 млн долларов
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.