Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Экономика
  3. Доходы республиканского бюджета увеличились на 1,4 трлн тенге за счет НДС и КПН

Доходы республиканского бюджета увеличились на 1,4 трлн тенге за счет НДС и КПН

Одновременно зафиксировано умеренное снижение налоговых поступлений в Нацфонд

Фото: Валерия Змейкова
Фото: Валерия Змейкова

Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представил обзор бюджетного баланса РК за девять месяцев 2025 года.

Ключевые тенденции периода

На фоне ускорения экономической активности (до 6,3% vs 4,1% годом ранее), более слабого курса тенге (средний курс вырос на 13,4%), низкой базы (по КПН и НДС в связи с авансовыми платежами и возвратами экспортерам) и улучшения механизмов налогового администрирования совокупные налоговые поступления (Нацфонд + МБ + РБ) по итогам января-сентября 2025 года показали двузначный рост, заметно укрепив текущую фискальную позицию государства.

За январь–сентябрь 2025 года собрано 19,1 трлн тенге налогов по сравнению с 16,6 трлн тенге за аналогичный период 2024 года (+15,5% или 2,6 трлн тенге).

В абсолютном выражении наибольший рост налоговых поступлений отмечается в республиканском бюджете (+1,8 трлн тенге). Более 90% этого прироста приходятся на поступления по НДС (+727 млрд тенге), КПН (+713 млрд тенге) — индикаторы роста деловой активности и инфляции, а также на таможенную пошлину на нефть (+206 млрд тенге) за счет увеличения ее добычи (+13,2%, до 75,7 млн тонн).

В МБ (+915 млрд тенге) основной прирост обеспечен по ИПН (+312 млрд тенге), соцналогу (+204 млрд тенге) и акцизам (+143 млрд тенге) на фоне структурных изменений — роста заработных плат (+11,3%), занятости (+103 тыс.), налоговых ставок (с 1 января 2025 г. ставка по соцналогу увеличена до 11%), расширения базы МСБ (+119,8 тыс.), а также роста внутреннего потребления отдельных категорий подакцизных товаров.

Однако налоговые поступления умеренно снизились в НФ (-5% или 153 млрд тенге), главным образом за счет сокращения поступлений по рентному налогу (-99 млрд тенге) и КПН (-98 млрд тенге), что напрямую связано с более низкими ценами на нефть. Отметим, что в НФ снизились все виды налоговых платежей, за исключением НДПИ на фоне низкой базы прошлого года (см. ниже).

Тем не менее благодаря высокому сбору налогов в РБ и МБ исполнение годового плана по налоговым сборам в стране улучшилось до 68% (61% годом ранее).

Расходы РБ выросли на 7,6% или 1,3 трлн тенге (+4,5% или 598 млрд тенге за 9М24), где основной прирост (94%) приходится на соцпомощь и обеспечение (+₸461 млрд), трансферты (+394 млрд тенге) и обслуживание долга (+330 млрд тенге).

Расходы МБ выросли еще быстрее — на 15,7% или 1,6 трлн тенге (+15,6% или 1,4 трлн тенге за 9М24), при этом основной прирост обеспечили образование (+538 млрд тенге), ЖКХ (+306 млрд тенге) и приобретение финактивов (+264 млрд тенге).

Поскольку рост расходов опережает рост доходов, суммарные расходы (РБ + МБ) превысили доходную часть на 5,8 трлн тенге, что обусловило финансирование дефицита и погашение займов за счет агрессивного заимствования.

Для финансирования дефицита было привлечено 6,5 трлн тенге новых займов (рост на 1,2 трлн тенге), что соответствует 75% годового плана в 8,7 трлн тенге. В оставшийся квартал потребуется привлечь еще 2,2 трлн тенге заимствований в условиях более высоких ставок, что будет увеличивать стоимость обслуживания государственного долга в будущем.

Объем трансфертов из Нацфонда в РБ в отчетном периоде составил 4,2 трлн тенге или 80% от годового плана в 5,3 трлн тенге. С учетом ноябрьской заявки Минфина (600–700 млн долларов) не изъятыми на декабрь остаются порядка 364 млрд тенге или 700 млн долларов.

Из-за превышения изъятий над поступлениями налогов (на 1,4 трлн тенге) прирост активов НФ (+6,6% или 3,9 млрд долларов, с 58,8 долларов до 62,7 млрд долларов) был обеспечен исключительно высоким инвестиционным доходом (~6,5 млрд долларов за 9М25 г.). Активы НФ растут за счет не фискальных, а рыночных факторов, что делает его зависимым от глобальной финансовой конъюнктуры.

Резюме

По итогам девяти месяцев 2025 года фискальная позиция государства заметно улучшилась на фоне ускорения экономической активности (ВВП до 6,3%), расширения налоговой базы и устойчивого роста потребления. Однако этот рост имеет двойственную природу, сочетая фундаментальные факторы с сохранением высокой структурной зависимости.

Рост по ключевым категориям налогов (НДС, КПН, экспортные пошлины) в РБ указывает на оживление внутреннего потребления и наращивание внешнеэкономической активности, включая рост добычи нефти. Однако высокий вклад НДС (43% от всех налогов) и сырьевого сектора (21%) в РБ является структурной уязвимостью, указывающей на многолетнюю зависимость центрального бюджета от внутреннего потребительского спроса и конъюнктуры экспорта.

Рост налогов МБ, в отличие от РБ, имеет более устойчивую социально-экономическую природу: повышение занятости, рост реальных зарплат и налоговых ставок, а также расширение фискальной базы МСБ. Это отражает нарастающий вклад региональной экономики в общую фискальную стабильность, подтверждает эффективность усилий по децентрализации финансов, повышения самостоятельности МИО и расширения налоговой базы. Отметим, что исполнение годового плана по налоговым сборам в МБ составило 79% в сравнении с показателем в 66% в РБ.

Тем не менее падение нефтяных цен вновь продемонстрировало уязвимость Нацфонда к внешней волатильности. Уменьшение практически всех поступлений налогов на фоне сохранения высоких плановых трансфертов в бюджет усиливает давление на баланс фонда, серьёзно сдерживая рост его активов.

Планируемое сокращение трансфертов из Нацфонда (до 2,8 трлн тенге против 5,3 трлн тенге в 2025 году) в 2026 году не только поддержит рост его активов, но и указывает на смещение фокуса бюджетной политики от стимулирующей модели к более сдержанному и устойчивому подходу.

Это решение отражает стратегический сдвиг в бюджетной политике в сторону повышения самостоятельности доходной части бюджета и сокращения зависимости от трансфертов Нацфонда. Вместе с тем снижение объёма вливаний в экономику потребует усиления налогового администрирования, мобилизации ненефтяных доходов и более эффективного адресного расходования ограниченных госсредств для поддержки приоритетных секторов и социальной стабильности.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в