Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Экономика
  3. Airbus расширяет сотрудничество с Казахстаном

Airbus расширяет сотрудничество с Казахстаном

Глобальная компания уже представлена в РК по трем ключевым направлениям: оборона и космос, вертолеты, гражданская авиация

Автор:
Фото: Airbus
Фото: Airbus

Станет ли Казахстан «воздушным Шелковым путем», какие самолеты Airbus используют ВВС РК и когда появятся водородные лайнеры Airbus. Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с главой Airbus в европейском регионе Жоаном Пелисье. Побеседовать нам удалось в Нью-Дели на полях саммита IATA.

Жоан Пелисье полтора года руководит европейским регионом Airbus. В зону его ответственности входят 57 стран, это территория от Гренландии до Казахстана и других стран Центральной Азии, Кавказа, Турции. Жоан Пелисье отвечает за развитие присутствия компании и расширение деятельности Airbus в этих странах. В своей нынешней должности он уже посетил Алматы, а в ближайшее время планирует побывать в Астане.

Жоан, какова роль Казахстана в евразийской стратегии Airbus? И как складывается партнерство?

– Казахстан на самом деле важная страна для нас в регионе Центральной Азии. Именно в Казахстане у нас открыт постоянный офис. Кроме того, в Астане работает сервисный центр Airbus Helicopters, который обслуживает парк вертолетов. В Казахстане вертолеты Airbus используют как в гражданских целях, так и для спасательных операций. В республике эксплуатируется более 60 вертолетов Airbus.

Кроме того, у нас есть значительное присутствие в оборонной сфере: с начала 2010-х годов ВВС Казахстана эксплуатируют самолёты C295, а в прошлом году была поставлена первая машина A400M – это крупный тактический и стратегический транспортник.

Стоит упомянуть, что в партнерстве с ГК «Қазақстан Ғарыш Сапары» мы реализовали программы по дистанционному зондированию Земли и спутниковой связи.

Что касается гражданской авиации, мы сотрудничаем с Казахстаном уже почти 20 лет, в следующем году будем отмечать юбилей партнёрства с Air Astana. Air Astana и Fly Arystan ежегодно получают новые самолёты A320 и A321, которые отлично вписываются в их маршрутную сеть. В парке компаний уже также более 60 воздушных судов. У них есть планы по росту, и мы видим значительный потенциал для дальнейшего развития.

Если говорить о планах компании, предполагается ли расширение сотрудничества с авиакомпаниями и авиационными властями Казахстана?

– Да, более того, мы уже начали укрепление присутствия: с 1 января у нас появился «глава по стране» – Роман Блашишин, он работает в нашем офисе в Астане. Ранее Роман отвечал за направление обороны и космоса, а теперь представляет Airbus по всем направлениям – от бизнес-развития до взаимодействия с государственными структурами. То есть он стал контактным лицом по всем вопросам, связанным с Airbus в Казахстане.

Мы хотим расширить возможности вертолетного сервисного центра, рассматриваем варианты поддержки C295 и A400M, в том числе в части MRO (техническое обслуживание и ремонт). И, конечно, продолжаем работать с Air Astana – не только в плане ввода в эксплуатацию новых самолетов, но и по вопросам обучения и поддержки флота A320 и A321.

Казахстан планирует создать международный авиационный хаб. Рассматривает ли  Airbus участие в этом проекте?

– Мы очень вдохновлены этим проектом. Центральная Азия действительно может стать логистическим узлом для грузовых перевозок между Китаем и Европой. Такой запрос мы видим и в других странах региона, и у Казахстана хорошие перспективы в этом плане благодаря развитому сектору воздушных перевозок. Мы готовы предложить решение для будущих грузовых операторов. Это и самолёты, прошедшие конвертацию из пассажирских A320 и A330, и абсолютно новый A350F, первый из которых поступит к операторам во втором полугодии 2027 года. Мы будем рады предложить те самолеты, которые наилучшим образом соответствуют требованиям будущего хаба.

Вы уже сказали, что Airbus 20 лет сотрудничает с Казахстаном. Как вы можете оценить этот период работы в нашей стране?

– Мы высоко ценим это партнёрство. Airbus представлен в Казахстане по всем трем ключевым направлениям: оборона и космос, вертолеты, гражданская авиация. Сейчас нам важно не только сохранить эти отношения, но и усилить их, предлагая актуальные продукты для всех сегментов – от обороны до гражданского сектора.

Чем, на ваш взгляд, Казахстан выделяется с точки зрения развития авиации от других стран Центральной Азии?

– Казахстан стал первой страной в Центральной Азии, с которой мы начали полноценное сотрудничество в гражданской авиации. Партнёрство с Uzbekistan Airways также существует, но оно началось позже. Казахстан опередил страны региона и по масштабу, и по инициативности. Именно поэтому мы и выбрали его для открытия офиса и начала инвестиций. Отношения развиваются уже много лет, и рост, который мы наблюдаем – особенно в гражданском секторе – подтверждает прочность нашего сотрудничества.

– Существуют ли новые направления потенциального сотрудничества, включая поставку второго военно-транспортного самолета A400M в 2026 году? Участвует ли Airbus в подготовке персонала для этих самолетов?

– Казахстан действительно стал девятой страной-оператором A400M, получив первый самолет в декабре 2024 года. Airbus активно развивает сотрудничество в области подготовки и технической поддержки. Летчики и техники Военно-воздушных сил прошли обучение по этому типу воздушного судна в Международном учебном центре Airbus в Севилье. Повторное обучение также будет проходиться там. В Казахстане размещена местная команда поддержки Airbus, которая помогает ВВС на начальном этапе эксплуатации, обеспечивая тем самым плавный ввод самолета в эксплуатацию. Некоторые члены этой команды являются казахстанцами – они были заранее наняты и прошли подготовку.

– Давайте поговорим о мировых трендах, некоторые из них обсуждали и на саммите IATA. Какие технологии, по вашему мнению, окажут наибольшее влияние на авиацию в ближайшие 10 лет?

– Airbus активно продвигает и внедряет несколько ключевых технологических разработок, которые, как мы считаем, будут существенно влиять на будущее авиации в следующем десятилетии. Во-первых, мы активно инвестируем в развитие и внедрение устойчивого авиационного топлива (SAF). Все самолеты Airbus уже сертифицированы для использования смеси с содержанием SAF до 50%, и мы стремимся обеспечить совместимость всего нашего флота со 100% SAF к 2030 году. Во-вторых, мы способствуем обновлению мирового парка, разрабатывая и поставляя новейшие модели, такие как A220, семейство A320neo и A350. Эти самолеты обеспечивают значительное снижение расхода топлива и выбросов. В-третьих, Airbus активно работает над повышением эффективности самолетов традиционной конструкции. Это включает тесное сотрудничество с производителями двигателей для интеграции технологий следующего поколения с более высоким байпасным отношением. Мы также внедряем аэродинамические улучшения (например, в рамках программы Wing of Tomorrow) и исследуем потенциал гибридно-электрической тяги (проект EcoPulse). Хотя мы продолжаем развивать долгосрочные прорывные технологии, такие как водородная тяга, наш основной фокус в ближайшие годы – это SAF, обновление флота и совершенствование текущих и перспективных конструкций.

– Считаете ли вы достижимым нулевой уровень выбросов в авиации к 2050 году? Насколько близок Airbus к внедрению водородного самолета?

– В Airbus мы полностью поддерживаем глобальную цель достижения нулевого уровня выбросов CO2 в авиации к 2050 году — цель, поддержанную ATAG, IATA, ICAO и согласованную с инициативами Европейского зеленого курса. Мы уверены, что эта цель достижима, но она требует совместных усилий всех участников авиационной отрасли – производителей, авиакомпаний, поставщиков топлива, регуляторов и правительств. Airbus реализует четкую стратегию декарбонизации, включающую научно обоснованные цели по снижению выбросов, подтвержденные независимыми экспертами. Наша стратегия включает: ускорение перехода к более эффективным самолетам, широкое внедрение SAF, совершенствование традиционных технологий и разработку прорывных решений, таких как водородная тяга. Что касается водородных самолетов, это ключевое направление нашей долгосрочной стратегии. Мы уже представили концепт самолета на водородных топливных элементах. Первоначально предполагалось, что самолет может быть введен в эксплуатацию к 2035 году, но сейчас мы признаем сложность задач – от хранения водорода и тяговых систем до инфраструктуры и нормативных стандартов. Airbus полон решимости преодолеть эти вызовы, а сроки ввода водородного самолета будут зависеть от прогресса в этих сферах.

– Как геополитическая напряженность и торговые барьеры (например, между Китаем и США) влияют на цепочку поставок Airbus?

– Как и вся аэрокосмическая отрасль, Airbus внимательно следит за развитием мировой торговой политики и макроэкономической ситуации, включая геополитическую напряженность и введение тарифов. Поскольку наша отрасль глобальна по своей природе, мы выступаем за возвращение к принципам соглашения 1979 года, которое обеспечивало беспошлинную торговлю, жизненно важную для нашей отрасли. Мы оцениваем потенциальные последствия торговых мер для нашей цепочки поставок и тесно сотрудничаем с заказчиками и поставщиками по всему миру, чтобы выработать оптимальные стратегии реагирования. Airbus сохраняет широкую производственную базу в ключевых регионах – США, Европе, Азии и других. Пока рано оценивать конкретное финансовое или операционное влияние текущих торговых ограничений, но мы рассматриваем различные сценарии как часть управления рисками. Наша приоритетная задача – обеспечить своевременные поставки и непрерывность бизнеса. Мы продолжаем конструктивный диалог с регуляторами и отраслевыми организациями по всему миру, чтобы поддерживать стабильность и конкурентоспособность аэрокосмической отрасли.

– И в завершение позвольте вопрос вне авиации. Мы знаем, что вы увлекаетесь ультрамарафонами. Есть ли планы поучаствовать в забеге по территории или горам Казахстана?

– Очень хороший вопрос, спасибо! Я действительно обожаю путешествовать в формате трейлового бега. Начал этим заниматься, когда жил в Азии – участвовал в ультратрейлах в разных странах региона, а также на Ближнем Востоке. Центральная Азия – пока белое пятно на моей карте забегов, но я уже видел множество потрясающих пейзажей в Казахстане и очень хотел бы там пробежать. Но сначала хочу снова побывать в Алматы – это город, где я уже был, и который мне очень понравился. Также обязательно планирую поездку в Астану в ближайшие месяцы. Кстати, в Алматы я уже бегал – прямо из отеля, вдоль реки. Очень красивый маршрут для бега на фоне прекрасных пейзажей.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в