Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Экономика
  3. В Нацфонде падают все виды налоговых сборов - АФК

В Нацфонде падают все виды налоговых сборов - АФК

В первом квартале поступления в НФ снизились на 47%

Фото: Валерия Змейкова
Фото: Валерия Змейкова

Аналитический центр Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представил обзор бюджетного баланса РК за I квартал 2025 года.

Ключевые тенденции периода

На фоне ускорения экономической активности (до 5,8% с показателя в 3,9% годом ранее) и более слабого курса тенге совокупные налоговые поступления (Нацфонд + МБ + РБ) по итогам первого квартала 2025 года показали рост, составив 5,8 трлн тенге (+4,8% или 265 млрд тенге).

Однако в разрезе отдельных сегментов динамика неоднородна (см. ниже). Поступления налогов значительно упали в НФ (-47% или 547 млрд тенге), но увеличились в местный бюджет (МБ) (+16% или 292 млрд тенге) и РБ (+20% или 520 млрд тенге), что выровняло общие сборы.

В НФ отмечается снижение всех видов налогов, основной удельный вес в падении занимают НДПИ (-85 млрд тенге) и КПН (-378 млрд тенге) на фоне более низких средних цен на нефть (1Q25: 74,8 vs 1Q24: 81,8). Таким образом, исполнение годового плана по налоговым сборам в НФ упало до 13% с показателя в 25% в аналогичном периоде прошлого года.

Наоборот, в местный бюджет положительный вклад внесли все виды налогов (прирост в пределах 13-31%) на фоне продолжающегося двузначного роста номинальных доходов (+10,6%, г/г), увеличения количества субъектов МСБ (+3,1 тыс. с н.г.) и высокого роста их доходов (н-р, валовая прибыль у малых предприятий выросла на 16,9% за 2024 г.).

В республиканский бюджет (РБ) основной прирост обеспечили НДС (+13% или 154 млрд тенге) и КПН (+28% или 221 млрд тенге) на фоне высоких возвратов НДС в предыдущем году (1,3 трлн тенге), увеличения доходов крупных предприятий (+2,6% по итогам 2024 г.), мер налогового и таможенного администрирования (в 2024 году они обеспечили дополнительные поступления на 1,3 трлн тенге) и снижения теневой экономики (до 17,5% к ВВП).

Таким образом, за первый квартал текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам улучшилось до 21,1% против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 19,9%.

В расходной части наблюдается заметное замедление роста из-за динамики расходов РБ, которые выросли всего на 4,4% или 235 млрд тенге(+12,4% или 688 тенге за 3М24г.). Не исполнены расходы на 1,1 трлн тенге, главным образом ввиду недофинансирования средств из бюджета, связанного с недостаточностью средств на контрольном счете наличности.

Расходы МБ выросли на 21,4% или 555 млрд тенге (+7,9% за 3М24г.), где основной прирост обеспечили три направления: образование (+217 млрд тенге), приобретение финактивов (+112 млрд тенге) и ЖКХ (+100 млрд тенге).

Суммарные расходы превысили доходную часть на 857 млрд тенге (см. ниже).

Для финансирования дефицита бюджета и погашения займов (было погашено на 0,9 трлн тенге) привлечены новые займы на 1,5 трлн тенге (-387 млрд) при годовом плане привлечений 8,3 трлн тенге (+830 млрд). Таким образом, годовой план исполнен лишь на 17,8% (28,1% в первом квартале 2024 г.). Поэтому в оставшиеся три квартала объем заимствований может вырасти.

Объем трансфертов из Нацфонда в РБ в отчетном периоде составил 1,45 трлн тенге или 27,6% от годового плана. Объем изъятий из НФ запланирован на высокой отметке в 5,25 трлн тенге (гарантированный 2,0 трлн тенге и целевой 3,25 трлн тенге), что при текущих низких ценах на нефть (тек. 63 доллара за баррель) может привести к сокращению его активов по итогам 2025 года.

Резюме

Несмотря на значительное ускорение экономической активности (+5,8% г/г), доходная база на отдельных уровнях бюджета оказалась под сильным давлением.

Существенное сокращение налоговых поступлений в Нацфонд (-47%) еще до эскалации торговых войн может привести к заметному падению размера его активов в текущем году (за I кв. поступило всего 622 млрд тенге при плановых изъятиях на текущий год в 5,25 трлн тенге) и усиливает риск исчерпания значительной части его активов в среднесрочной перспективе. Отметим, что средняя цена Brent в апреле снизилась ещё на 6,7% (до 66,5 доллара за баррель).

На расходной стороне бюджет сталкивается с дальнейшим ростом расходов на обслуживание и погашение долга (эти расходы в РБ растут почти в четыре раза быстрее общих расходов: выросли на 16,2%, до 1,9 трлн тенге).

Нарастающая долговая нагрузка при планах масштабного заимствования (8,3 трлн тенге) создает дополнительные фискальные риски, особенно в условиях роста стоимости заимствований на фоне увеличения базовой ставки и налогообложения доходов от ГЦБ.

В текущем году госдолг РК может вырасти до 37,2 трлн тенге или 24,7% к ВВП. Хотя этот показатель пока остаётся на умеренном уровне по международным меркам, стоимость его обслуживания остаётся непропорционально высокой для бюджетной системы, ограничивая пространство для социальных и инвестиционных расходов.

Так, при госдолге в 24% к ВВП в прошлом году расходы на выплату процентов в РБ составили 2,2 трлн тенге или 9,3% всех расходов. Для сравнения: в США при госдолге в 123% к ВВП процентные выплаты составили 1,1 трлн долларов или всего 15,6% к общим расходам. Разница в стоимости обслуживания — значительная.

В таких условиях критически важно сохранить приверженность бюджетным правилам (ориентир для расходов: не более 8% в год, т.е. не превышая среднее значение ВВП за 10 лет в 3%, с учетом цели по инфляции в 5%), наращивать эффективность текущих затрат, проводить активную работу по диверсификации доходной базы через дальнейшее сокращение теневой экономики, обеспечить качественное управление госактивами и обязательствами, ускорить приватизацию отдельных привлекательных для инвесторов госактивов. Это позволит снизить фискальные риски и создать условия для более сбалансированного и устойчивого экономического роста на среднесрочном горизонте.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в