В РК разработают Концепцию развития креативных отраслей на 2026-2030 годы
Такое поручение дал премьер-министр Олжас Бектенов
Премьер-министр Олжас Бектенов на заседании правительства дал поручения по дальнейшему развитию креативной индустрии, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Первое. Министерству культуры и информации со всеми заинтересованными государственными органами необходимо создать до 1 июля Фонд развития креативной индустрии. Его основными целями должны стать привлечение инвестиций, финансирование проектов, а также содействие экспорту нашей творческой продукции», - поручил он.
Он поручил, с учетом региональных особенностей внедрить точечные меры государственной поддержки творческих проектов.
«Второе. Министерствам культуры, национальной экономики, финансов и всем заинтересованным госорганам до конца текущего года разработать концепцию дальнейшего развития креативных отраслей на 2026-2030 годы. Третье. Акиматам Акмолинской, Алматинской, Жетысу, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской областей до конца текущего года создать креативные хабы в областных центрах», - отметил он.
На их базе должны появиться действенные площадки по взаимодействию представителей креативных индустрий с инвесторами для финансирования проектов.
Он уточнил, мировой экспорт креативных товаров и услуг по итогам прошлого года превысил 250 млрд долларов. По прогнозам исследовательской компании G20 Insights, к 2030 году доля креативной экономики будет составлять не менее 10% мирового ВВП.
«Глава государства в своем послании народу поручил разработать пакет мер поддержки развития креативной индустрии. Принята соответствующая законодательная база. В результате принятых мер с 2019 года креативная экономика в нашей стране выросла более чем в три раза. Однако ее вклад в ВВП страны все еще остается на относительно низком уровне – порядка 1%. В то же время, темпы роста у некоторых «творческих» отраслей выше, чем у отдельных производственных сфер», - уточнил Олжас Бектенов.
За прошлый год значительный вклад в валовую добавленную стоимость дала разработка компьютерных игр – это порядка 460 млрд тенге. В прошлом году выпуск казахстанских кинокартин вырос на 58%.
«Среди топ-10 кассовых фильмов каждая вторая лента была отечественного производства. Сборы от иностранных и отечественных картин примерно уравнялись. Это свидетельствует о растущем интересе зрителей к национальному контенту. Именно поэтому глава государства на заседании курултая поручил обратить особое внимание на снимаемые фильмы и сериалы. Главным должно стать не количество и максимальная прибыль от проектов. Это должно быть действительно качественное кино. В то же время, хорошее кино требует вложения соответствующих средств. Их можно получать с проката. Но сейчас основная прибыль с показа фильмов остается у владельцев кинотеатров», - отметил премьер.
Он поручил установить баланс интересов производителей и прокатчиков кинопродукции. Для этого надо оперативно запустить платформу «е-Кино», которая обеспечит прозрачность доходов и соблюдение авторских прав.
«Также следует уделить внимание дальнейшему развитию информационной системы «е-Архив». Она позволит обеспечить сохранность документов и повысить эффективность работы архивов. Надо завершить работу по синхронизации данных «е-Архив» с онлайн-платформой «Батырларға тағзым». Мы должны сохранить все имеющиеся исторические документы в базе национального цифрового архива и обеспечить доступ к ним», - добавил он.
В системе «е-Библиотека» уже сейчас есть возможность доступа к книгам от классики до современных изданий. Премьер поручил и далее увеличивать их количество, активнее работать с уже действующими платформами.
«Более того, сейчас очень популярны аудиокниги. Необходимо уделить внимание созданию и размещению аудиокниг казахстанских авторов на различных платформах, причем на разных языках – так мы сможем реально популяризировать нашу литературу не только у себя в стране, но и за рубежом. Также необходимо особое внимание уделить цифровизации музеев. Весь золотой фонд нашей культуры должен быть оцифрован. Следует внедрить единую электронную систему билетирования организаций культуры. В целом министерствам культуры и цифровизации надо наладить четкую совместную работу по устойчивому развитию креативных индустрий и цифровизации всей сферы культуры и искусства», - резюмировал он.
Ранее министр культуры и информации Аида Балаева предложила сохранить розничный налог для креативной индустрии. Сообщалось, что лотерейный бизнес будет финансировать креативные индустрии в Казахстане. Для этого будет создан специальный фонд для развития отрасли. Также в Казахстане разработали единую систему мониторинга фильмов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.