Сокращение целевых трансфертов из Нацфонда рассмотрят в 2026 году
На стабилизацию республиканского бюджета потребуется два-три года, заявил глава МНЭС 2026 года объем целевых трансфертов из Национального фонда будет сокращаться. Об этом сегодня на брифинге по итогам заседания правительства сообщил заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«С 2026 года мы идем на сокращение объема целевых трансфертов из Национального фонда», - сообщил он, отвечая на вопросы журналистов.
Вице-премьер пояснил, что финансовые параметры заложены Концепцией по управлению госфинансами.
«Есть ситуация на отсечении нефти, которая регулирует наши трансферты. То есть мы больше не должны это превышать, эти правила. Поэтому как таковых прямых ограничений, что 50 млрд и ниже, такого нет. Ну конечно, в год 2 трлн гарантированных трансфертов – это в принципе тот уровень, который сейчас определен. Это то ограничение, которое определено прямым образом. Что касается целевого трансферта, то он зависит от масштабов, приоритетов нашего государства, именно в части развития. Но здесь тоже мы до этого момента стабильно занимали 1,6 трлн тенге. Как я сказал, мы к уменьшению трансферта будем возвращаться с 2026 года», - пояснил министр национальной экономики.
По его словам, объем добычи нефти в Казахстане не сокращается. План на 2025 год определен в размере 97 млн тонн, на 2026-й – более 100 млн тонн.
«Это означает, что поступления будут стабильными в Нацфонд, они будут увеличиваться. Что касается наших изъятий, я сказал, что сейчас Нацфонд выполняет свою естественную стабилизационную функцию. Поэтому мы такой возможностью, конечно, пользуемся как правительство, потому что нам надо тоже закрывать региональные вопросы, финансировать все те обязательства, которые перед нами стоят. Потому что любые госрасходы, они тоже, кстати, очень хорошо влияют на экономический рост. Поэтому чем больше мы будем это все финансировать, направлять деньги на инфраструктуру, отдача для экономики будет от этих вложений», - уточнил Нурлан Байбазаров.
Он сообщил, что прямой вклад от добычи нефти в ВВП составляет 10%.
«Поэтому, когда эта отрасль не дает того результата, конечно, это сказывается на темпах экономического роста. Она могла бы, наверное, быть еще больше, чем сейчас 4% мы достигли. Как я говорил в докладе, мы его достигли без влияния добычи нефти. Это что значит? Добыча этого года гораздо ниже добычи соответствующего периода прошлого года. У нас есть определенные ограничения в этом году в соответствии с ОПЕК+. Поэтому и были технические причины. Паводки тоже повлияли на добычу нефти в западных областях. Потом есть плановые ремонты, неплановые какие-то вещи случаются на крупных месторождениях. Все повлияло на то, что сейчас мы имеем экономический рост без влияния нефти», - добавил глава МНЭ.
На вопрос, есть ли вероятность, что правительство прекратит трансферты из Нацфонда, вице-премьер уточнил, что для стабилизации ситуации, связанной с поступлениями и доходами в бюджет, нужно будет два года.
«Два-три года мы потратим на полную стабилизацию, тогда в наших планах социально-экономического развития мы, например, в 2026-2027 годы пока не предусматриваем привлечение целевых трансфертов», - уточнил вице-премьер.
«Поэтому, кроме того, в следующий год у нас будет законопроект по трансфертам общего характера. Как раз будем формировать бюджет местных регионов на 2026-2028 годы. В этот период, в следующем году, у нас очень большой пласт работы, мы должны будем провести баланс межбюджетных взаимоотношений. После этого, я думаю, мы бюджет скорректируем, и то, что я вам говорю, с 2026 года мы идем на уменьшение из Национального фонда целевых трансфертов, мы в дальнейшем эти шаги будем двигать», - сообщил он.
По его словам, в целом гарантированный трансферт не прекратится, целевой будет уменьшен.
«Но у нас есть всегда большие проекты, могут быть большие проекты, на что будет тратиться целевой трансферт», - подытожил министр.
На брифинге вопрос по трансфертам прокомментировал и министр финансов. Мади Такиев уточнил, порядка 60% бюджета уходит на социальные выплаты, причем расходы растут быстрее, чем доходы.
«Если взять последние три года: рост расходов у нас составил 9 трлн тенге. Почему? Потому что каждый год у нас индексируется и пенсия, и стипендия. В следующем году дополнительно появятся 200 тыс. новых пенсионеров, плюс мы сделали индексацию на уровень инфляции 8,5%, у нас дополнительно 1,3 трлн тенге появляется в расходах. И за эти же три года доходы выросли всего на 5 трлн тенге. То есть этот разрыв у нас сохраняется. Поэтому, чтобы его уменьшать, мы используем средства Национального фонда», - уточнил глава Минфина.
Чтобы увеличить доходы, в проекте нового Налогового кодекса пересмотрели льготы и в целом систему налогообложения. От этих мер, как надеется правительство, дополнительный эффект составит 1,8 трлн тенге.