Как развивают альтернативные маршруты транспортировки нефти
Сейчас остро стоит вопрос обновления флота для наращивания поставок черного золота по КаспиюДиректор по развитию бизнеса SEMURG INVEST, а также модератор панельной сессии «Транспортно-логистические пути развития» Мадина Анет напоминает, что Казахстан занимает 12-е место в мире по резервам нефти и 18-е – по ее производству. «Порядка 20% ВВП стране приносит нефтегазовая отрасль. Около 80% нефти на экспорт отправляется через трубопровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум – Ред.)», – констатирует спикер. Панельная сессия «Транспортно-логистические пути развития» проходила во время конференции KIOGE сегодня, 26 сентября, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Директор департамента транспортировки и переработки нефти Министерства энергетики РК Даулет Арыкбаев отмечает, что при общей добыче нефти в 90 млн тонн приблизительно 70,5 млн тонн отправляется на экспорт. «При этом 56,6 млн тонн нефти транспортируется через КТК. Вторым по объемам маршрутом является «Атырау – Самара» с дальнейшим распределением на морские порты Усть-Луга и Новороссийск (порядка 4 млн тонн). В Германию мы транспортируем около 1 млн тонн нефти через пункт «Адамова застава» на НПЗ «Шведт». На экспорт в Китай через «Атасу – Алашанькоу» проходит порядка 1,2 млн тонн нефти. По железной дороге в 2023 году экспорт составил 64,5 тыс. тонн», – уточняет он.
Спикер также рассказывает о развитии Срединного коридора (Транскаспийский международный транспортный маршрут – Ред.). «На данный момент через порт Актау в целом транспортировано 3,4 млн тонн нефти (в год – Ред.): в сторону Махачкалы – 2 млн тонн, в Азербайджан – 1,4 млн тонн», – делится Даулет Арыкбаев.
Он добавляет, что казахстанская нефть в целом транспортируется в 27 стран. «Крупнейшим потребителем является Италия – более 24 млн тонн (34,2%). Далее идут Нидерланды (около 6 млн тонн или 8,5%), Китай (5,7 млн тонн или 8,1%), Республика Корея (или Южная Корея – Ред., 5,5 млн тонн или 7,8%), Румыния (4,7 млн тонн или 6,7%), Франция (4,4 млн тонн или 6,1%)», – перечисляет спикер. По экспорту казахстанской нефти в разрезе компаний ТОО «Тенгизшевройл», по его словам, занимает первое место в 2023 году с долей в 40% (28,8 млн тонн). «North Caspian Operating Company B.V. (NCOC) экспортирует 26,5% (18,7 млн тонн), Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) – 15,2% (10,7 млн тонн)», – резюмирует директор департамента транспортировки и переработки нефти министерства энергетики.
Даулет Арыкбаев подводит итоги 2023 года:
1) завершен проект устранения узких мест на казахстанском участке КТК (увеличение мощности с 53,7 млн тонн до 72,5 млн тонн в год);
2) казахстанская и российская стороны согласовали на 2024 год техническую возможность транспортировки казахстанской нефти через систему ПАО «Транснефть» по МТ «Дружба» в направлении НПЗ «Шведт» в Германию в прежних объемах до 1,2 млн тонн в год. Германская сторона подтвердила свою заинтересованность в увеличении объемов поставок нефти до 2 млн тонн в год;
3) в рамках развития ТМТМ КазМунайГаз и SOCAR (State Oil Company of Azerbaijan Republic – Ред.) выразили взаимную заинтересованность в увеличении объемов транзита нефти по направлению Баку-Тбилиси-Джейхан до 2,2 млн тонн в год (с текущих 1,5 млн тонн в год);
4) достигнут ряд договоренностей по транзиту российской нефти:
- в Китай: 100 млн тонн на 10 лет (по 10 млн тонн в год – Ред.);
- в Узбекистан: 550 тыс. тонн на 2024 год по заявке Республики Узбекистан;
5) реализация проекта расширения мощностей нефтепроводов «Атырау – Кенкияк» (с 6 до 15 млн тонн в год) и «Кенкияк – Кумколь» (с 10 до 20 млн тонн в год), которые связаны с проектом расширения производственных мощностей ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП или Шымкентский нефтеперабатывающий завод – Ред.).
Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам «КМГ Кашаган Б.В.» Куаныш Кескiнбаев напоминает, что доля компании на месторождении Кашаган составляет 16,88%. Спикер называет КТК главным экспортным маршрутом нефти «ввиду того, что он самый экономически привлекательный, а также из-за прямого доступа в порт Новороссийск, откуда далее нефть уходит на мировые рынки».
Он объясняет, что транспортировка нефти по Срединному коридору сложнее, потому что на этом маршруте осуществляется мультимодальная перевозка: по железной дороге с Атырау в Актау, затем танкерами через Каспий до Баку и далее через трубопровод до Средиземного моря. «Мы видим надежность и безопасность этого маршрута. Да, он экономически уступает тому же КТК, учитывая комплексную перевозку. Но дальнейшее, скажем так, «оттачивание» этого маршрута важно с точки зрения развития всех участников: КТЖ, порта Актау. Потому что база для развития компании – это объемы», – обращает внимание спикер. Он также обозначил, что доля КазМунайГаза в экспорте нефти с Кашагана составляет всего 3 млн тонн в год.
«Мы все говорим об увеличении транспортировки нефти по Каспию, но я хотел бы обратить внимание на профиль возраста судов (age profile) – сейчас остро стоит вопрос обновления флота. Вдобавок, если мы будем говорить об увеличении объема, то нужно строить новые суда – это занимает от 18 месяцев до 2 лет, поэтому об этом нужно думать уже сейчас. Однако нам нужны гарантии – без них мы не можем строить суда, потому что геополитическая ситуация может измениться. Помимо этого, стоит вопрос по размеру новых судов. Более глубоководные суда снижают стоимость транспортировки нефти, но уровень Каспийского моря падает, по прогнозам – на 15 см в год», – подчеркивает генеральный директор ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» Айдар Оржанов.