Потребительская уверенность казахстанцев в августе снизилась
Девальвационные ожидания также остаются на высоком уровнеИндекс потребительской уверенности (CCI) в Казахстане в августе снизился после непрерывного четырехмесячного роста. Он упал со 104,2 до 101,9 пункта, что тем не менее указывает на небольшое преобладание положительных ответов над отрицательными. Ухудшение настроений случилось по всем пяти субиндексам. Однако наибольшее снижение произошло по прогнозам личного материального положения в горизонте одного года. В сравнении с прошлогодним августом CCI вырос на 1,6 пункта – во многом благодаря значительному улучшению оценок благоприятности текущих условий для крупных покупок.
Субиндекс прогноза изменений личного материального положения в горизонте следующих 12 месяцев упал на заметные 4,1 пункта, достигнув 128,3 пункта. Доля тех, кто считает, что их личное материальное положение улучшится, упала с 50,3% в июле до 47,6% – в августе.
В региональном плане наибольшее снижение позитива по прогнозам в личном материальном положении наблюдается в Акмолинской и Жетысуской областях, где доля положительных ответов упала на 14 и 13,9 п. п. соответственно. Тем не менее самая низкая доля оптимистов фиксируется в Атырауской области – там она достигает 35,5%. Лучше всех ответили в Кызылординской области, где этот показатель, наоборот, вырос на 5,1 п. п. и составил 58,7%.
В сравнении с августом 2023 года наибольший рост показывает субиндекс благоприятности текущих условий для крупных покупок, который вырос на 6,8 пункта и достиг 76,5 пункта в августе 2024 года. Этот результат является вторым наивысшим за все время исследования после июльского рекорда. Доля казахстанцев, считающих, что условия для покупок благоприятные за предыдущие 12 месяцев, увеличилась с 28,7 до 32,8%.
В региональном разрезе наибольший прогресс показала Кызылординская область, где доля положительных ответов выросла с 25,1 до 45,9%. Этот результат оказался наилучшим среди всех регионов в августе. Также большой рост наблюдается в Улытауской и Восточно-Казахстанской областях. С другой стороны, в Алматинской области доля позитивно оценивающих текущие условия для крупных покупок резко упала с 33,1 до 22,7%, что является худшим августовским результатом в разрезе регионов.
Инфляционные оценки жителей Казахстана еще немного снизились в августе, обновив рекордно низкие уровни. За прошедший месяц 37,6% жителей (39,1% – в июле) заметили сильный рост цен. А в горизонте прошедшего года также произошло падение до рекордных минимумов. Доля заметивших более быстрое увеличение цен также упала с 52,7% в июле до 51% – на момент исследования.
Инфляционные ожидания казахстанцев в целом остались на прежних июльских уровнях. Доля людей, ожидающих сильного роста цен в горизонте одного месяца, увеличилась с 17,3 до 18%, в горизонте следующих 12 месяцев чуть меньше людей ждут ускорения роста цен: с 22,2% в июле до 21,7% – на момент исследования.
Среди отдельных товаров и услуг большинство респондентов все еще волнует существенный рост цен на продукты питания. Список топ-4 наиболее заметно подорожавших для населения товаров остается неизменным десятый месяц подряд. В него входят категории «Мясо и птица», «Молоко и молочные изделия», «Хлеб и хлебобулочные изделия» и «Овощи и фрукты». Отмечаем увеличение доли людей, заметивших сильный рост цен всех вышеперечисленных продуктов, – в среднем на 3,6 п. п. Показатель категории «Мясо и птица» вырос с 37,7 до 40,5%, что является наивысшим значением с января. Также заметно (на 5 п. п.) выросли доли ответов у товаров, входящих в категории «Сыры, колбасы» и «Табак, сигареты». Тем не менее, согласно официальной статистике, цены на мясо птицы в августе выросли лишь на 0,5% м/м, а на говядину – на 0,2% м/м. Колбасы увеличились в цене на 0,3% м/м, а твердый сыр даже подешевел на 0,2% м/м. Фрукты и овощи также сезонно снизились в цене на 1,7% в сравнении с июлем.
Девальвационные ожидания казахстанцев в августе остаются на высоком уровне и продолжают свой рост на фоне недавнего ослабления тенге. Согласно результатам опроса, доля казахстанцев, ждущих ослабления нацвалюты в горизонте одного года, увеличилась с 56,8 до рекордных 58,7%. А в горизонте одного месяца произошло увеличение с 34,3 до 35,7%. Отметим, что в сравнении с прошлым августом рост доли пессимистов по этим двум вопросам составил 4 и 1,7 п. п. соответственно.
Таким образом, четырнадцатая волна исследования потребительской уверенности населения четырех стран Центральной Азии показала очень разные результаты. В Казахстане ситуация достаточно нейтральная. Заданный ранее тренд на рост сменился небольшим падением, инфляционные оценки также немного упали, но достигли новых рекордных минимумов, тогда как инфляционные ожидания остались на прежнем уровне. Чуть больше людей также заметили рост цен на мясо и большое количество различных товаров.
В целом девальвационные ожидания в странах Центральной Азии остались на прежних уровнях. Причем во всех странах произошло небольшое ослабление национальной валюты в августе. Напомним, что ранее в течение четырех месяцев подряд происходило снижение курса доллара во всех странах, кроме Казахстана.
В итоге продолжение медленного ослабления тенге привело к дальнейшему росту доли пессимистов, а количество людей, ждущих его ослабления в течение года, достигло рекордно высоких значений. Правда, августовский рост доли негативно настроенных жителей оказался небольшим, составив 1,4–1,9 п. п. При этом появляются вопросы влияния ежегодного Послания президента Казахстана на настроения жителей в сентябре и сможет ли это вновь развернуть потребительскую уверенность в сторону роста.
В итоге август для стран Центральной Азии можно назвать противоречивым с некоторым оттенком ухудшения инфляционных настроений. Но все же в сравнении с 2023 годом потребительская уверенность показала рост во всех странах.
«Август 2024 года оказался неоднозначным для стран Центральной Азии. В Казахстане фиксируется снижение индекса потребительской уверенности (CCI) после непрерывного четырехмесячного падения. Тем не менее он продолжает оставаться выше нейтральной границы в 100 пунктов. Снижение происходит по всем субиндексам, но наибольшее ухудшение настроений произошло по прогнозам изменений личного материального положения. Отметим, что в сравнении с прошлым августом казахстанцы показали чуть большую потребительскую уверенность. В Кыргызстане в августе произошел рост индекса уже шестой месяц подряд. Но в этот раз темп роста увеличился, а индекс в третий раз подряд обновил свой рекорд. Подобный рост случился во многом благодаря улучшению оценок изменения личного материального положения и экономической ситуации за последние 12 месяцев. К тому же в сравнении с августом 2023 года индекс показал существенный рост почти на 17 пунктов благодаря сильному улучшению оценок и прогнозов по экономической ситуации и благоприятности условий для крупных покупок», - пояснил аналитик Freedom Finance Global Данияр Оразбаев.
Он отметил, что у регионального лидера по индексу потребительской уверенности – Таджикистана – в августе произошло небольшое снижение. После того, как индекс находился примерно на одних и тех же уровнях четыре месяца подряд и вырос в июле, в августе он скорректировался вниз. Причем произошло обратное частичное снижение оценок благоприятности условий для крупных покупок, которое тем не менее оказалось выше июньских значений. И все же падение индекса и вышеупомянутого субиндекса было не таким большим, чтобы оказаться ниже уровня июня. Да и в сравнении с прошлым годом CCI в Таджикистане неплохо вырос на 10,6 пункта. С другой стороны, Узбекистан второй месяц подряд показывает рост индекса, частично восстановившись и оказавшись выше уровня апреля. Рост вновь произошел за счет улучшения благоприятности условий для крупных покупок, который достиг нового рекорда за все время исследования. Тем не менее относительно августа 2023 года индекс увеличился не так значительно – лишь на 1,3 пункта.
В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3 600 анкет, в Кыргызстане – 1 600, в Таджикистане – 1 200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. Исследования базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных – телефонный опрос. Анкета опроса адаптирована: исследование проводится на родном языке респондентов.