Тимур Жаркенов: Новые подходы господдержки создают условия для развития конкурентоспособного бизнеса
Эксперт прокомментировал принимаемые мерыПрезидент Касым-Жомарт Токаев в прошлогоднем Послании заявил, что для успешного перехода на новую экономическую модель в стране необходимо стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства. Одним из таких инструментов призвана стать комплексная программа поддержки МСБ, по поручению главы государства пришедшая взамен программ «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей». Какие возможности для бизнеса предусматривает Единая программа поддержки МСБ, как предпринимательское сообщество смотрит на инициативы по перезагрузке налоговой политики – на эти и другие вопросы мы попросили ответить члена правления - заместителя председателя правления НПП РК "Атамекен" Тимура Жаркенова.
- Глава государства в сентябре прошлого года поручил объединить программы «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей» в комплексную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Можете рассказать подробнее, как изменилась программа поддержки МСБ и какие возможности появились у бизнеса?
- В целях обеспечения эффективного использования господдержки и развития конкурентоспособных, импортозамещающих предприятий в разных отраслях в феврале 2024 года утверждена Единая комплексная программа по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, объединившая программы «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей». Единая программа охватывает шесть направлений:
1. Поддержка микро- и малого предпринимательства
2. Поддержка малого и среднего предпринимательства
3. Поддержка малого, среднего и крупного предпринимательства
4. Моно- и малые города, сельские населенные пункты
5. Субъекты социального предпринимательства
6. Меры господдержки в рамках фондовой биржи.
Программа предусматривает постепенный переход от субсидирования к инструментам гарантирования и иным мерам нефинансовой поддержки, развитие альтернативных источников финансирования, в частности, усовершенствование инструментов поддержки облигационных займов (увеличена суммарная номинальная стоимость выпуска облигаций эмитента, по которому предоставляется субсидия, с 3 до 5 млрд тенге). Также внедряется инструмент синдицированного финансирования (выступают несколько кредиторов) проектов МСП с предельной суммой кредитования до 15 млрд тенге.
Новые подходы предусматривают дифференцированный метод субсидирования проектов МСП с поэтапным переходом на рыночные условия.
В рамках Единой программы изменился подход к субсидированию. Теперь основное внимание уделяется проектам обрабатывающей промышленности, переработке сельхозпродукции и оказанию высокотехнологичных услуг.
Так, первые 3 года, с учетом субсидирования, конечный заемщик будет финансироваться по ставке – 8%, 4-й год – 9%, 5-й год – 10%. С 6-го года проект финансируется на рыночных условиях БВУ. Такой подход позволит снизить нагрузку на бюджет и осуществить постепенный переход бизнеса на рыночные механизмы финансирования.
Кроме того, по всем видам услуг срок субсидирования сокращен с 5 до 3 лет. Данные меры позволят обеспечить поддержкой большее количество новых проектов в обрабатывающей промышленности и сфере переработки агропромышленного комплекса.
При этом распределение бюджета для субсидирования по кредитам в рамках новых проектов будет осуществляться преимущественно по проектам в сфере обрабатывающей промышленности (до 50%).
Постепенный переход от инструмента субсидирования будет сопровождаться расширением гарантий по кредитам. Так, по гарантированию сумма кредитования увеличена до 3,5 млрд тенге, по которым размер гарантии составляет до 50%, а перечень ОКЭД пересмотрен в сторону расширения.
При этом новый подход в гарантировании также предусматривает переход на рыночные условия, где по гарантиям свыше 500 млн тенге предпринимателем будет оплачиваться комиссия (в среднем не более 3%) без выделения бюджетных средств на такие проекты.
Такие подходы позволят создать условия для развития более конкурентоспособных субъектов предпринимательства в отраслях обрабатывающей промышленности, нацеленных на рост и укрупнение своей деятельности.
- Поручения президента коснулись и сферы налогов: было поручено упорядочить налоговые льготы и сократить их объем минимум на 20%. Как вы оцениваете эти меры?
- Вопрос сохранения налоговых льгот в законодательстве актуален. Есть поручение главы государства касательно сокращения льгот в новом Налоговом кодексе. Однако для системного урегулирования данного вопроса необходима совместная работа министерства национальной экономики, отраслевых госорганов и бизнеса.
Мы как Национальная палата участвуем в обсуждениях с министерствами и будем давать свою позицию в отношении сохранения тех или иных льгот в Налоговом кодексе.
Национальная палата в настоящее время выступает против исключения отдельных льгот по НДС и просит их сохранить. В частности, мы говорим о льготах по НДС, связанных с реализацией жилого здания. Исключение данной льготы повлечет дополнительную налоговую нагрузку на юридических лиц, осуществляющих реализацию жилых помещений; а также льготах по НДС, связанных с реализацией лекарственных средств любых форм. Лекарства, реализуемые в рамках ОСМС и в коммерческом сегменте, будут подлежать обложению НДС, что приведет к увеличению расходов населения на лекарства.
- Еще одно поручение - провести полную цифровизацию налогового контроля и на 30% сократить формы налоговой отчетности, как минимум на 20% уменьшить общее количество видов налоговых и иных обязательных платежей в бюджет. Какой эффект от этого следует ожидать?
- Вопрос касательно ожидаемого эффекта нужно адресовать госорганам. Вместе с тем надо отметить, что в ходе обсуждения Особенной части проекта Налогового кодекса было принято решение исключить плату за пользование лицензией на реализацию алкогольной продукции и плату за размещение наружной рекламы.
Также хотелось бы обратить внимание, что в проекте Налогового кодекса в Общей части вместо придания свойства нормативного правового акта прямого действия отдельные нормы налогового администрирования выведены в подзаконные нормативные правовые акты, утверждаемые уполномоченным органом. Национальная палата выступает против переноса вопросов, связанных с взаимодействием налогоплательщиков и налоговых органов, на уровень подзаконных нормативных правовых актов.
- Тимур Зеилович, НПП «Атамекен» приняла активное участие в разработке проекта нового Налогового кодекса. Какие ключевые изменения в документе находят поддержку?
- Например, в ходе обсуждения проекта кодекса сохранена текущая ставка НДС 12%, ранее вопрос стоял о ставке 16-20%, сохранен срок переноса убытков (10 лет). Предусмотрена пониженная ставка КПН для предприятий обрабатывающей промышленности (10% для юрлиц и 5% для ИП).
Для поддержки и развития производства предусмотрена возможность применения инвестиционных налоговых преференций в виде 100% вычета затрат на приобретение/строительство зданий, сооружений, оборудования (с условием использования не менее 3 лет), а также на реконструкцию, модернизацию, капитальный и текущий ремонт. Есть ряд других мер поддержки, предусмотренных в проекте кодекса.
Хочу отметить, что многие предложения бизнеса были поддержаны госорганами. Конечно, сохраняется еще ряд вопросов, по ним мы продолжим обсуждение, в том числе в рамках мажилиса.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.