Короткий путь на Иссык-Куль: в Кыргызстане все решили, в Казахстане оценивают риски

Какие возможные проекты новой дороги рассматривают стороны

Уже несколько лет Казахстан и Кыргызстан ведут переговоры о строительстве дороги из Алматы до Иссык-Куля. Сейчас стороны рассматривают несколько возможных проектов новой дороги. Из них выделяются два. Первый – идея построить дорогу длиной около 90 км, обогнув горы на западе. Длина общего маршрута в таком случае составит около 260 км. А второй проект – строительство пути от Алматы на юг до Иссык-Куля через горы. Об этом пишет Taspanews.

Представитель Азиатского банка развития, национальный координатор ЭКАБ (экономического коридора Алматы—Бишкек) Кылычбек Джакыпов на первом заседании регионального инвестиционного совета на Иссык-Куле рассказал, какую выгоду извлекут Казахстан и Кыргызстан, если будет реализован первый вариант.

Ссылаясь на данные отчета, подготовленного в 2020 году, Кылычбек Джакыпов заявил, что проект привнесет в ВВП Казахстана дополнительно 31-91 млн долларов в год. Кыргызстану реализация этой идеи принесет еще больше – в ВВП страны будут поступать 53-194 млн долларов в год.

«Важным аспектом экономического роста, обеспечиваемого альтернативной дорогой, является воздействие на занятость населения. Около половины дополнительных рабочих мест в Кыргызстане и 25-35% в Казахстане в гостиничном бизнесе будут созданы», - сказал он.

Кылычбек Джакыпов заметил, что 60% от этих сумм поступят от «прямой выгоды»: дорога привлечет больше туристов из обеих стран. А значит, это повлечет за собой дополнительные инвестиции в туристическую отрасль. 40% доходов он назвал «косвенной выгодой»: из-за роста числа туристов возрастет и количество товаров, которые они потребляют. А значит, страны смогут развивать поставки, например, в сельскохозяйственной сфере.

Редакции Taspanews.kz в пресс-службе Министерства транспорта Казахстана рассказали, что «на данный момент проект строительства дороги Алматы – Иссык-Куль находится на стадии рассмотрения».

«Проверяется экономическая целесообразность и окупаемость данного проекта. После завершения всех необходимых этапов анализа будет принято решение по данному вопросу»,- пояснили в ведомстве, уточнив, что «на текущий момент проект находится на стадии обсуждения».

В министерстве уточнили, что важный вопрос при реализации этого проекта – «распределение финансирования между Казахстаном и Кыргызстаном».

«Финансовая структура проекта будет определена после проведения детального анализа экономической целесообразности и переговоров между двумя странами и другими заинтересованными сторонами. В рамках обеспечения экономической эффективности проекта проводится тщательная оценка его окупаемости. Эксперты анализируют потенциальные выгоды и риски, а также разрабатывают меры по оптимизации затрат и привлечению инвесторов. После принятия решения по проекту будут выработаны конкретные стратегии для обеспечения его экономической устойчивости»,- добавили в ведомстве.

В пресс-службе министерства отметили, что начнут заниматься техническими вопросами, только если будет принято решение о строительстве дороги.

«Если проект будет утвержден, мы примем все необходимые меры для защиты окружающей среды и поддержания экологического состояния вдоль маршрута строительства. Мы будем тщательно анализировать возможные риски и внедрять современные технологии и практики для минимизации воздействия на природу и обеспечения безопасности проекта»,- прокомментировали в ведомстве.

Кроме того, «для минимизации воздействия на окружающую среду разрабатываются специальные меры, включая использование современных технологий строительства и мониторинг экологической ситуации». В министерстве пообещали, что «будут предприняты шаги по сохранению природного ландшафта и биоразнообразия региона».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤