Зеленая экономика: каких показателей к 2030 году планируют достичь в РК
Долю «зеленых» кредитов в портфеле банков намерены довести до 7,5%Министерство экологии и природных ресурсов опубликовало проект плана мероприятий по реализации Концепции по переходу Казахстана к «зеленой экономике» на 2024–2030 годы. Документ будет находиться в публичном обсуждении на портале «Открытые НПА» до 16 июля 2024 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Указывается, что концепция и план мероприятий обеспечивают «декомпозицию 16 целей устойчивого развития ООН и определяют меры по достижению 21 индикатора в девяти секторах экономики». «По направлению «Управление отходами» определены амбициозные и в то же время реализуемые индикаторы, с учетом текущей ситуации в регионах. Проектом предлагаются новые индикаторы и мероприятия по направлению «Снижение загрязнения воздуха», соответствующие требованиям системы государственного планирования, целям устойчивого развития и нормативам ВОЗ. По направлению «Сохранение и эффективное управление экосистемами» предлагаются меры для достижения индикатора «Доля важных для биоразнообразия охраняемых природных участков, в процентах от площади территории Казахстана», которая будет доведена с 10,5% до 17,5% к 2050 году от общей площади страны», - указывается в документе.
По направлению «Устойчивое сельское хозяйство» предлагается
увеличить почти в 2,5 раза площадь сельскохозяйственных земель,
сертифицированных для производства органической продукции. По направлению «Устойчивое использование водных ресурсов»
определены индикаторы по очистке антропогенных вод
до 100% к 2050 году. По направлению «Энергосбережение и повышение
энергоэффективности» предлагается внедрить
показатель по снижению энергоемкости ВВП от уровня 2021 года на 35% к 2050
году.
План
мероприятий по реализации Концепции
по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2024–2030
годы включает:
Водные ресурсы
- Целевой индикатор
1. Доля водоемов с хорошим качеством поверхностных вод: 2021 год - 30%, 2030 – 35%, 2040 -
50%, 2050 – 70%;
- Целевой индикатор 2. Площадь орошаемых земель, на которых
внедряются водосберегающие технологии: 2022 год - 279 тыс. га, 2030 - 1040 тыс. га, 2040 - 1800 тыс. га, 2050 - 2300 тыс. га;
- Целевой
индикатор 3. Очистка антропогенных сточных вод: 2018 год – 28,55%, 2030 - 45%, 2040 - 65%, 2050 – 100%.
Для
достижения этих показателей ведомство планирует построить малые очистные сооружения в сельских населенных пунктах, развить сети водоотведения до уровня сетей
водоснабжения, развивать в крупных городах ливневые канализации, использовать
осадку сточных вод для производства биогаза - не менее 40% к 2050 году, провести исследования и разработку проектов по дальнейшему использованию талых вод, а
также подготовиться к аварийным сбросам вод с приграничных государств и т.д.
Сельское хозяйство
- Целевой индикатор
4. Урожайность пшеницы: 2022 год – 12,8
ц/га, 2030 - 20 ц/га, 2040 – 23
ц/га, 2050 – 25 ц/га;
- Целевой индикатор
5. Повышение производительности труда в сельском хозяйстве: 4 608,2 тыс.
тенге на человека в 2022 году, в три раза по сравнению с 2022 годом, в три раза по
сравнению с 2030 годом, в три раза по сравнению с 2040 годом;
- Целевой индикатор
6. Площадь сельскохозяйственных земель, сертифицированных для производства
органической продукции: 2022 год - 114 тыс. га, 2030 – 150 тыс. га, 2040 - 200
тыс. га, 2050 - 300 тыс. га.
Для достижения этих показателей планируется поэтапный
переход на применение органических удобрений, провести мероприятия по анализу
деградированных земель и по обводнению пастбищ, разработать экономические меры по стимулированию офсетных проектов в области сельского
хозяйства, например, субсидии за зеленые насаждения и т.д.
Энергосбережение и повышение энергоэффективности
- Целевой индикатор 7. Снижение энергоемкости ВВП от уровня 2021
года: на 15% к 2030 году, на 25% к 2040 году и 35% к 2050 году;
Для этого планируют, в том числе, модернизировать уличное освещение с использованием энергосберегающих технологий, развивать альтернативные виды транспорта и инфраструктуру для электромобилей, в 2026 году пересмотреть коммунальные тарифы для обеспечения самоокупаемости предприятий энергоснабжения, а также разработать и предоставлять адресные схемы финансовой помощи за счет местных бюджетов и иных источников финансирования домохозяйствам, инвестирующим в энергоэффективную модернизацию своих жилых помещений.
Электроэнергетика
- Целевой индикатор
8. Доля возобновляемых и
альтернативных источников в выработке электроэнергии: 2022 год - 4,53%, 2030 – 15%, 2040 – 30%, 2050 – 50%;
Целевой индикатор
9. Отказ от электрогенерации на
основе сжигания угля или обязательное сопровождение таковой технологиями
улавливания и хранения углерода: 2030 год - 0%, 2040 - 50%, 2050 – 80%;
Для этого намерены развивать ВИЭ через строительство ветряных и
солнечных электростанций и электростанций, использующих биомассу, в 2025 году утвердить график вывода из эксплуатации угольных мощностей со сроком эксплуатации более
30 лет и график модернизации всех существующих электростанций, на
основании аудита технического состояния и энергоаудита с учетом оставшегося
срока службы генерирующих активов, привлечь инвестиции в создание газовой и
водородной инфраструктуры в северном, восточном и южных регионах страны и т.д.
Снижение
загрязнения воздуха
- Целевой индикатор
10. Среднегодовая концентрация взвешенных частиц диаметром менее 2,5 микрон (PM2,5) в атмосферном воздухе в населенных пунктах, где
ведутся наблюдения: 2021 год - 0,04 мг/м3, 2030 – 0,0251 мг/м3,
2040 – 0,0153 мг/м3, 2050 – 0,0103 мг/м3;
- Целевой индикатор 11.
Снижение количества населенных пунктов с «высоким» уровнем загрязнения
атмосферного воздуха: 2022 год - 22, 2030 – 10, 2040 – 5, 2050 – 0;
- Целевой индикатор 12. Сокращение нормативных
объемов выбросов твердых загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих
от стационарных источников крупных предприятий «Топ-50» от уровня 2022 года: 2030 год – 10%, 2040 – 25%, 2050 – 35%;
Для достижения этих показателей до 2023 года намерены ввести более жесткие нормативы по выбросам твердых частиц, оксидов серы, азота и других вредных веществ в соответствии с требованиями ВОЗ, постепенно заменить угольные котельные на ВИЭ или газ в случае его доступности по объемам и цене, перевести существующие угольные ТЭЦ на газ в первую очередь в крупных городах - Алматы, Астане, Караганде, а также построить новые станции на газе до 2030 года для улучшения экологической обстановки в данных городах. Постепенно отказаться от прямого использования угля в жилищном секторе через переход на ВИЭ, централизованное теплоснабжение, газификацию, создать и внедрить информационную систему «Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан», перевести городской гражданский транспорт на электричество: приоритетные города - Алматы, Астана, Караганда, Шымкент, в которых перевод должен покрыть не менее 70% всего автопарка до 2040 года. Разработать национальный стандарт к зарядным станциям электромобилей и т.д.
Управление
отходами
- Целевой индикатор 13. Обеспечение
населения услугами по сбору и вывозу коммунальных отходов: 2022 год - 82%, 2030 - 90%, 2040 – 100%, 2050 - 100%;
Целевой индикатор 14. Доля
переработки и утилизации коммунальных отходов от общего количества
образованных: 2022 год – 25,4%, 2030 – 40%, 2040 – 50%, 2050 – 60%;
Целевой индикатор
15. Доля
переработки и утилизации промышленных отходов от общего количества
образованных: 2022 год – 40%, 2030 – 50%, 2040 – 55%, 2050 – 60%;
Целевой индикатор 16. Доля полигонов ТБО, соответствующих
экологическим требованиям и санитарным нормам: 2022 год – 21%, 2030 – 50%,
2040 – 95%, 2050 - 100%;
Для этого планируют развивать инфраструктуру по сбору вторичного сырья, опасных и неопасных отходов от населения. В 2025 году рассмотреть снижение суммы финансирования предприятий по переработке вторичного сырья с 80 млн тенге до 5 млн тенге и рассмотреть вопрос приоритетного права отечественных предприятий на приобретение вторичного сырья для переработки и производства готовой продукции, также планируют построить новые полигоны твердых бытовых отходов, соответствующих требованиям и нормам законодательства.
Сохранение
и эффективное управление экосистемами
Целевой индикатор 17. Доля
важных для биоразнообразия охраняемых природных участков, % от площади территории Казахстана: 2022
год – 10,77%, 2030 - 11,5%, 2040 – 13,5%, 2050 – 17,5%;
Ведомство намерено проработать вопросы по созданию Государственного регионального природного парка «Мерке», Государственного лесного природного резервата «Аральский» и «Ертис жайылмасы». Создавать
зеленые зоны вокруг областных центров и городов республиканского значения, разработать
комплексные меры по восстановлению оптимальной среды обитания сайги, развивать различные виды экотуризма – «жайлау-туризм», «бердвотчинг»,
«экологический квест», велосипедные и водные маршруты, верховая езда, музей
природы, музей пчеловодства и т.д.
Формирование экологической культуры населения и
бизнеса
- Целевой индикатор
18. Число
компаний «Топ-50», публикующих отчеты о рациональном использовании ресурсов
(ESG): 2022 год – 2%, 2030 - 20%, 2040 – 50%, 2050 – 100%;
- Целевой индикатор
19. Доля представителей общественности
в составе бассейновых советов по управлению водными ресурсами: 2022 год – 2%,
2030 - 5%, 2040 – 10%, 2050 – 20%;
Для этого намерены проводить
Форум зеленого роста, направленный на повышение осведомленности о «зеленых»
финансах, интегрировать экологические компоненты в педагогическое образование, разработать методологии
определения критериев «зеленых рабочих мест», сформировать национальные
показатели зеленой экономики и т.д.
Зеленое финансирование
- Целевой индикатор 20. Доля «зеленых» кредитов
в портфеле банковского сектора: 2023 год – 3,17%, 2030 - 7,5%, 2040 – 15,5%,
2050 – 20,5%;
- Целевой индикатор 21. Доля «зеленых» облигаций в структуре
официального списка фондовой биржи: 2023 год – 2,27%, 2030 – 4%, 2040 –
6%, 2050 – 8%.
Планируется разработать меры
поддержки по гарантированию/субсидированию выпуска зеленых облигаций, инструменты стимулирования реализации «зеленых проектов» через льготное
финансирование за счет привлечения бюджетных средств с последующим
микшированием с рыночными средствами, вести реестр отечественных
производителей и поставщиков зеленых технологий и оборудования и т.д.