Поправки в закон о регулировании торговой деятельности инициируют отраслевые союзы
Однако Минторговли не поддержало 50% инициативСегодня в Астане Альянсом отраслевых союзов пищевого сектора Казахстана был проведен пресс-брифинг «Почему импортных продуктов питания в наших магазинах больше, чем казахстанских?», передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как указано в пресс-релизе Альянса отраслевых союзов пищевого сектора Казахстана, подготовлен новый законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности», разработанный совместно с экспертами Института парламентаризма и при поддержке Комитета по АПК Мажилиса Парламента РК.
Проект содержит ряд поправок и предложений в законодательные акты, которые призваны поддержать реализацию продуктов питания отечественного произвродства на местном рынке, а также защитить интересы казахстанских прозводителей в ситуации с повсеместным засильем импорта на торговых полках.
Руководитель Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников отметил, что местным производителям продуктов питания очень сложно продавать отечественные продукты питания из-за засилия импортной продукции.
«Доля импорта в последнее время увеличивается, и увеличивается она как раз за счет продукции казахстанского производства. Проблема в том, что в этом общем рынке ЕАЭС представлены очень разные производители. Например, в соседних странах предприятия исторически более сильные, более крупные, и им легче договариваться и с нашими супермаркетами, и давать какую-то более низкую цену, и большой объем, и где-то сделать демпинг, чтобы завоевать и долю рынка, и чтобы потеснить своих конкурентов», - отметил он.
По его мнению, государство должно ввести протекционистские меры в отношении отечественного производства.
«В законопроект включено около 40 пунктов, которые отраслевые союзы считают необходимым ввести в законодательство, чтобы защитить отечественный рынок. Мы рассчитываем на поддержку государства такого патриотичного законопроекта, который направлен на развитие отечественной экономики. Работа идет над этим законопроектом в экспертной рабочей группе на протяжении более 2 месяцев, но пока мы не видим со стороны госструктур какой-то полноценной поддержки нашей идеи отечественных производителей, желания что-то менять в сложившейся порочной практике взаимоотношений производства и торговли», - пояснил он.
По его словам, из 40 предложенных инициатив отрицательное заключение со стороны Минторговли получило 19 предложений.
«Буквально за месяц до нашего законопроекта в мажилис заходил законопроект о продовольственной безопасности. И он вообще не получил поддержку со стороны профильных министерств и был отклонен. И мы на самом деле очень сильно опасаемся, что и наш патриотичный законопроект тоже может быть завернут, отвергнут. Поэтому мы очень рассчитываем на внимательное отношение со стороны представителей министерств», - отметил он.
В свою очередь, президент Союза птицеводов Руслан Шарипов отметил, что отечественные птицеводы не могут конкурировать по цене с иностранными производителями.
«В Казахстане для птицеводства мы производим только кормовую базу – пшеницу, ячмень. Остальное все покупается за валюту: племенная птица, инкубационное яйцо, оборудование, витамины. Поэтому нам сложно конкурировать с Россией и Беларусью в таможенном союзе. И даже единственная вещь, которая есть у нас, это пшеница, два года назад мы ее покупали за 180 тысяч тенге за тонну», - отметил Руслан Шарипов.
Он подчеркнул, что нередко зарубежные производители птицы инъектируют продукцию.
«Они шприцом вводят раствор под кожу, подмышки, везде, где свободное место, под кожу вводится до пол-литра раствора. Их замораживают и в красивом пакете его сюда к нам привозят. За полкилограмма воды можно удешевить товар, поэтому наша продукция по цене становится неконкурентоспособной», - подчеркнул Руслан Шарипов.
Как отмечают эксперты Альянса отраслевых союзов, в проекте поправок закреплена норма, предписывающая оставить торговым компаниям только наценку и отказаться от любых других услуг – ретробонусов, вознаграждений, несуществующих услуг. Например, сейчас торговые сети взимают с поставщиков ретробонусы, которые достигают до 24%, практически все акции или скидки реализуют за счёт производителя. Конечно, эти дополнительные расходы ложатся либо на плечи потребителя, либо относятся к издержкам производителя.
«Отечественная пищевая промышленность способна обеспечить большую часть потребностей казахстанских потребителей. Производственные мощности, например, мясоперерабатывающей отрасли Казахстана сейчас загружены лишь наполовину. Казахстанские производители могли бы нарастить поставки и производить больше, если бы на рынке были для этого условия. Однако внутренний рынок перенасыщен импортом, и это происходит спонтанно, вне поля влияния государства. При этом, к сожалению, нет внятной политики поддержки отечественного продукта», - указывается в пресс-релизе Альянса.