Потребительская уверенность казахстанцев восстанавливается
Почти 32% респондентов считают, что их личное материальное положение улучшилосьИндекс потребительской уверенности (CCI) в Казахстане в апреле существенно восстановился после довольно резкого падения в марте и четырех месяцев снижения подряд. Тем не менее восстановление не оказалось полным, а индекс технически продолжает находиться ниже уровня в 100 пунктов. То есть доля негативных ответов в среднем превалирует над позитивными, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на исследование Freedom Finance Global.
При этом индекс CCI в апреле достиг отметки в 99,4 пункта, что незначительно ниже нейтральной границы. По большей части восстановление произошло благодаря улучшению результатов по вопросам благоприятности текущих условий для крупных покупок и по изменению личного материального положения.
В годовом выражении индекс CCI оказался выше прошлогоднего апреля на 2,9 пункта. Основным фактором здесь являются куда более оптимистичные ожидания казахстанцев касательно перспектив экономической ситуации.
Субиндекс благоприятности текущих условий для крупных покупок увеличился на 6,5 пункта и достиг отметки в 70,6 пункта. Тем не менее это на 3,3 пункта меньше, чем в прошлом году в апреле. 29,4% казахстанцев считают, что сейчас скорее благоприятные условия для крупных расходов и покупок. В марте доля таких людей была на 3 п. п. ниже. В то же время 60,9% респондентов высказывают противоположную позицию, и доля таких людей уменьшилась на 4 п. п. в сравнении с мартом. При этом расстановка мест осталась прежней – чем старше респондент, тем хуже ответы. Среди старшего поколения от 60 лет лишь 18,9% респондентов дали положительный ответ на этот вопрос.
Что касается регионов, то в пяти областях результат относительно марта ухудшился. Среди них выделяется Мангистауская область, где доля положительных ответов упала с 41,9 до 27,5%. В остальных областях фиксируется существенное улучшение.
Наивысший прогресс в апреле показала Актюбинская область с результатом в 32,6% (в марте лишь 14,8%). Также ощутимый рост позитива произошел в Туркестанской (+10 п. п.), Костанайской (+10 п. п.), Атырауской (+8 п. п.) областях и в Шымкенте (+7 п. п.). В итоге лидером апреля стал Шымкент, где доля позитивных ответов достигает 39%, а худший показатель наблюдается в Абайской области – 20%.
Субиндекс прошедших изменений личного материального положения за последний год в апреле увеличился на 6,1 пункта и достиг 101,9 пункта, вернувшись обратно в позитивную зону. Этот результат также оказался выше прошлогоднего на 2,9 пункта. 31,8% опрошенных казахстанцев считают, что их личное материальное положение улучшилось. Это на 4,2 п. п. больше тех, кто дал негативный ответ. В марте доля положительных ответов составляла 29,4%.
В разрезе регионов существенного ухудшения результатов (как это было с предыдущим вопросом) не наблюдается. Наибольший прогресс здесь показала Улытауская область, где доля позитивных ответов выросла с 24,4 до 43,5%. Этот регион и стал лидером апреля, к нему вплотную приблизилась и Мангистауская область, где доля положительных ответов резко выросла до 39,9% (с 30,3% – в марте). Также заметное улучшение наблюдается в Атырауской, Абайской и Актюбинской областях. Аутсайдером апреля стала Костанайская область, где лишь 19,4% ощущают улучшение личного материального положения за последний год.
Инфляционные ожидания и ощущения жителей Казахстана в целом снизились вновь и по большей части обновили рекордно низкие показатели. За прошедший месяц 43,4% жителей (в феврале – 44,2%) заметили сильный рост цен. Этот результат стал самым низким за все время исследования. Подобная тенденция также наблюдается в вопросе сильного роста цен в горизонте прошедшего года. Доля заметивших более быстрый, чем раньше, рост цен снизилась с 58,8 до 56,3%, что также является новым рекордом.
Инфляционные ожидания показали снижение. Доля людей, ожидающих сильного роста цен в горизонте одного месяца, упала с 17,5 до 15,8%. Этот результат оказался лишь на 0,1 п. п. ниже рекордно низкого января. Ожидания ускорения роста цен в горизонте следующих 12 месяцев упали с 21,2 до 20,5%, что не является рекордно низким, как вышеупомянутые три показателя.
В разрезе отдельных товаров и услуг большинство опрошенных казахстанцев вновь волнует заметный рост цен на продукты питания. А именно на категории «Мясо и птица», «Молоко и молочные изделия», «Хлеб и хлебобулочные изделия» и «Овощи и фрукты». Эти продукты питания продолжают занимать первые четыре места у респондентов последние полгода. При этом количество наименований товаров и услуг уменьшилось с 13 в прошлом месяце до 10 – в этом. Также необходимо отметить резкое снижение доли людей, заметивших рост цен на услуги ЖКХ с 22% в марте до 15% в апреле.
Девальвационные ожидания казахстанцев в апреле заметно снизились в сравнении с мартом и февралем. Вероятнее всего, решающим фактором стало дальнейшее укрепление тенге, которое в апреле составило 1,3%. Согласно результатам опроса, доля казахстанцев, ждущих ослабления тенге в горизонте одного года, снизилась с 52,7 до 48,2%, а в горизонте одного месяца упала с 29,3 до 27,2%. Последний показатель является наименьшим за последние 11 месяцев исследования, за исключением января, когда он составлял чуть меньшие 27,1%. В вопросе с горизонтом одного года показатель оказался вторым наименьшим за последние 10 месяцев, что также указывает на проявление чуть большего доверия к нацвалюте населением.
Восстановление индекса CCI в Казахстане после четырех месяцев падения подряд оказалось глотком свежего воздуха. Хоть и индекс формально не смог превысить нейтральную границу в 100 пунктов, по всем субиндексам наблюдается заметное улучшение. К тому же в сравнении с апрелем 2023 года индекс CCI оказался выше почти на 3 пункта. В апреле меньше казахстанцев стали замечать ухудшение личного материального положения, а также куда больше респондентов отмечают благоприятность текущих условий для крупных покупок.
Инфляционные оценки и ожидания жителей стран Центральной Азии в целом показывают значительное снижение в апреле, за исключением Узбекистана, где произошло особенное локальное событие. В Казахстане два инфляционных параметра снизились до рекордно низких значений за все время исследования, а остальные два оказались вблизи рекордов. При этом резко упала доля тех, кто заметил сильный рост цен на услуги ЖКХ, которые являются драйверами инфляции в последние месяцы. Девальвационные ожидания в странах Центральной Азии также продемонстрировали схожую с инфляцией динамику. В Казахстане и Кыргызстане наблюдается резкое снижение девальвационных ожиданий. При этом показатели по большей части оказались близки к рекордно низким значениям за все время исследования. Вероятнее всего, это происходит на фоне укрепления нацвалют в этих странах. В Казахстане фиксируется постепенное укрепление с октября прошлого года.
«В целом апрель 2024 года оказался нейтральным
для стран Центральной Азии, но разным по отдельным оценкам жителей. Если в
Казахстане наблюдается восстановление индекса потребительской уверенности (CCI)
после четырех месяцев снижения подряд, то в Узбекистане индекс CCI показывает
резкое снижение, вернувшись обратно к февральским значениям. И все же ситуация
в вышеупомянутых странах разная, так как Казахстан технически продолжает
находиться в отрицательной зоне с превалированием негативных ответов над
позитивными, а Узбекистан сохраняет вторую строчку вслед за Таджикистаном. В то
же время в Таджикистане и Кыргызстане изменение индекса CCI оказалось не таким
существенным. Тем не менее Кыргызстан вплотную подобрался к Узбекистану и
вполне может перегнать западного соседа в случае продолжения этой динамики», - считает аналитик Freedom Finance Global Данияр Оразбаев.
В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3600 анкет, в Кыргызстане – 1600, в Таджикистане – 1200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. Исследования базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных – телефонный опрос. Анкета опроса адаптирована: исследование проводится на родном языке респондентов.