Баян Сулу: 50 лет на рынке, активный экспорт и поддержка БРК
Компания экспортирует продукцию «Мade in Kazakhstan» в 14 стран мираКондитерская отрасль в Казахстане активно развивается. По данным Бюро национальной статистики, в 2023 году в стране было произведено почти 107 тыс. тонн шоколада, кондитерских изделий из шоколада и сахара – и это на 7,6% больше, чем годом ранее.
Один из крупных игроков этой отрасли – костанайская фабрика «Баян Сулу», которая в этом году отмечает свое 50-летие. Президент-председатель правления АО «Баян Сулу» Тимур Садыков рассказал о состоянии компании, ее планах по экспорту продукции и поддержке от Банка Развития Казахстана (дочерняя структура холдинга «Байтерек»), которая помогла справиться с дефицитом сахара в 2022 году.
- Ваша компания была основана в 1974 году, и все это время она успешно работает на внутреннем и внешних рынках. Расскажите, пожалуйста, об основных этапах ее развития и планах.
- Действительно, в этом году «Баян Сулу» отмечает свое 50-летие. Запущенная в 1974 году как Костанайская кондитерская фабрика, наша компания пришла к юбилею в статусе одного из лидеров казахстанской кондитерской промышленности и лидера в экспорте кондитерских товаров за рубеж.
Далеко не каждый бизнес смог пережить постсоветский период и успешно развиваться полвека, минуя трудности перехода на «рыночные рельсы». Этот результат был достигнут благодаря энтузиазму сотрудников и сохранению внутренних традиций. Сейчас компания экспортирует сладости «Мade in Kazakhstan» в 14 стран мира, среди которых Китай, Монголия, Корея и страны СНГ.
Наша фабрика стабильно производит качественный продукт, который пользуется спросом, и при этом обеспечивает тысячи рабочих мест и стимулирует рост смежных отраслей, таких как крахмало-паточная, молочная, масложировая, сахарная и плодоовощная.
- Расскажите подробнее о производстве. Каковы мощности предприятия и какую продукцию оно выпускает?
- Фабрика «Баян Сулу» специализируется на производстве и реализации более 300 видов кондитерских изделий: сахаристых, таких как карамель, драже, конфеты, шоколад, мармелад и зефир, и мучных, например, печенье и вафли. Сейчас персонал предприятия составляют более 1,5 тыс. сотрудников, а производственные мощности позволяют выпускать до 85 тыс. тонн продукции в год.
В настоящее время наша фабрика готовится к реализации крупного инвестиционного проекта для расширения производства. Мощность проекта на первом этапе составит 16 тыс. тонн продукции в год, и в перспективе вместе с действующими мощностями фабрики в Костанае наша компания будет производить самый большой объем сладостей по стране.
Это будет производство новых, сложных продуктов, среди которых бисквиты с начинками, шоколадные изделия в современной упаковке и многое другое. В дальнейшем возможности новой площадки будут только расти. Все это позволит назвать наш родной Костанай «кондитерской столицей» Казахстана. Проект, кстати, так и называется – «Кондитерская столица», и мы возлагаем на него большие надежды.
- В 2022 году наблюдались проблемы с поставками сахара на казахстанском рынке. Как вашей компании удалось справиться с этим вызовом и сохранить уровень производства?
- Сам дефицит сахара в Казахстане был вызван множеством факторов, впервые приведших к такому кризису за последние три десятка лет. Одной из основных причин были трудности в логистике, вызванные пандемией.
В это время в стране не был сформирован необходимый запас, а нестабильная геополитическая обстановка за рубежом сказалась на работе судоходных портов. Все происходило настолько быстро, что необходимость в своевременных действиях стала критической.
Но благодаря оперативному принятию решений были достигнуты нужные договоренности с альтернативными поставщиками, и нам удалось избежать последствий дефицита этого сырья. Здесь важно отметить, что и благодаря поддержке Банка Развития Казахстана наша компания смогла без рисков преодолеть дефицит. Благодаря полученному займу мы смогли заранее оплатить закупку сахара в большом объеме для бесперебойной работы нашего предприятия.
Если говорить в целом, то полученные от БРК средства «Баян Сулу» направляет на закупку сырья для последующего производства. После получения поддержки от банка мы осуществили закупку на выгодных условиях за счет быстрого принятия решений и в больших объемах, что позволило увеличить производство продукции.
- Крупные компании в регионах – это прежде всего новые рабочие места и поступления в местные бюджеты. Сколько рабочих мест ваша компания создала? Сколько из них занимают местные жители? Есть ли у вас проекты по поддержке социального развития?
- Качественная продукция требует труда квалифицированных сотрудников, именно поэтому наша фабрика активно инвестирует в обучение и повышение квалификации персонала. Работники предприятия прошли обучение в технических вузах и на постоянной основе обмениваются опытом с зарубежными коллегами.
Что касается социальной ответственности, «Баян Сулу» поддерживает детский дом «Жанұя» и участвует в программе «Дорога в школу», обеспечивая подготовку детей к учебному году. Мы также поддерживаем талантливых казахстанских спортсменов, в том числе выступили спонсорами сборных по конькобежному спорту, биатлону и шахматам.
В 2024 году мы выступаем спонсором постановки спектакля по пьесе Габита Мусрепова «Қозы Көрпеш – Баян сұлу» в национальном театре имени Мухтара Ауэзова. Таким образом наша компания вносит вклад в культурное развитие.
- Какие тренды вы сейчас видите на рынке кондитерской продукции в Казахстане?
- Тенденции меняются, и часто мы каждый месяц начинаем выпуск новых продуктов. В странах с высоким уровнем жизни я предполагаю смещение в сторону здоровых продуктов с малым содержанием сахара и жиров. Например, мы увидели рост спроса на фитнес-продукты с низким содержанием сахара и начали выпуск линейки злаковых батончиков «ZlaXS».
Наши представители есть в разных странах: благосостояние и менталитет потребителей отличаются. Например, если взять южные регионы Казахстана, то там есть запрос на мучные изделия с большим содержанием углеводов, а в центральной части России потребители предпочитают шоколад или продукцию с низким количеством сахара и жиров. В Армении хорошо покупают наши конфеты «ALBO», в России потребители предпочитают наши арахисовые вафли, в Китае любят карамель.
- На каких зарубежных рынках вы уже работаете и почему именно там? Есть ли планы по освоению новых рынков?
- Большая часть экспортируемых кондитерских изделий приходится на Россию. В частности, казахстанские продукты ценятся в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и Чечне. Второй рынок по объему экспорта – Узбекистан, куда ежегодно поставляется более 1 700 тонн товара, за ним следует Таджикистан. Во всех этих странах очень высокий спрос на маркировку «Халяль». К слову, в 2023 году наша фабрика получила сертификат «Халяль» на свои изделия, и это важно для значительной части покупателей нашей продукции.
Также наши изделия поставляются в Китай, Украину, Туркменистан, Кыргызстан, Азербайджан, Армению, Беларусь, Корею, Молдову. Что касается планов по освоению новых рынков, то мы намерены выйти на рынки Ближнего Востока и Восточной Европы – переговоры об этом уже ведутся.
Всего за последние 15 лет инвестиции в современное оборудование кондитерского производства составили более 100 млн долларов. Это позволяет нам выпускать продукцию по сложным технологиям, с параметрами на любой покупательский вкус.
Именно благодаря этому компания «Баян Сулу» сохраняет лидерство среди кондитерских предприятий Казахстана по экспорту продукции – ее доля для зарубежных рынков в нашем производстве составляет 40%. При этом наши специалисты постоянно изучают потребительские вкусы, новые трендовые направления кондитерской продукции, регулярно внедряя новый ассортимент в линейку бренда.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.