В 2023 году объем рынка e-commerce превысил 2,4 трлн тенге
Доля продаж маркетплейсов от всей розничной электронной торговли выросла до 89%В Казахстане рынок розничной электронной торговли в 2023 году продемонстрировал
уверенный рост как в денежном выражении, так и в количестве совершенных
покупок. Об этом говорится в исследовании «Анализ рынка розничной электронной коммерции
в Республике Казахстан», которое провела компания Strategy&, part of the
PwC network совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК), сообщает
корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В 2023 году рынок розничной электронной коммерции преодолел большинство затруднений, вызванных турбулентными событиями 2022 года, и показал стремительный рост. Общий объем выручки в секторе достиг 2,4 трлн тенге, а проникновение e-commerce составило 12,6%. Таким образом, Казахстан имеет все шансы войти в топ-10 стран по уровню пенетрации электронной коммерции в мире, обогнав Канаду с показателем на уровне 11,7%», - прокомментировала результаты партнер Strategy& и Лидер консультационной практики в регионе Евразия Наталья Лим.
В исследовании указывается, что объем продаж в 2023 году составил 2 418 млрд тенге (+79% YoY, метод Year-over-Year), что
почти равняется 5,3 млрд долларов. Число транзакций составило 90,2 млн
(+84% YoY), а средний чек снизился до 26,8 тыс. тенге (-2,6% YoY), или 58,8
доллара (-1,5% YoY).
«Объем продаж через маркетплейсы по итогам 2023 года вырос до 89% от объема всей розничной электронной торговли (+6 п.п. YoY, выраженный в KZT), а доля транзакций - до 93% ото всех электронных покупок (+17 п.п.). В абсолютном выражении объем продаж через маркетплейсы почти удвоился (+92% YoY), а число покупок через агрегаторы возросло на 126% YoY. Розничные онлайн-магазины отчитались о существенно более скромном абсолютном росте продаж - всего 15% YoY, а число покупок и вовсе сократилось на 46% по сравнению с 2022 годом. Закономерно, средний чек операций через маркетплейсы снизился на 15%, в то время как средний чек онлайн-магазинов вырос на 113%. Главными драйверами роста выступили международные (показавшие рост в 3,7 раза) и в меньшей степени локальные (показавшие рост в 1,7 раза в KZT, YoY) маркетплейсы», - указывается в исследовании.
В 2023 году выручка как местных, так и международных игроков рынка выросла, но соотношения между маркетплейсами и онлайн-магазинами трансформировались.
Местные и международные игроки рынка. Объемы продаж местных игроков выросли на 55% по сравнению с 2022 годом в KZT и на 44% в числе транзакций, в то время как международные игроки показали рост в 3,4 раза в денежном выражении и в 2,6 раза в числе заказов. Средний чек у местных участников рынка вырос незначительно (+8% YoY), а у международных площадок рост среднего чека составил 32%.
Розничные онлайн-магазины. Объемы продаж локальных розничных онлайн-магазинов за год снизились на 12%, а число продаж упало на 53% YoY. Международные онлайн-магазины, напротив, продемонстрировали солидный рост выручки (+130% в KZT, YoY) и числа операций по сравнению с 2022 годом (+62%, YoY).
Маркетплейсы. Местные и иностранные маркетплейсы показали уверенный рост. Продажи локальных маркетплейсов выросли в 1,7 раза в денежном выражении и в два раза в числе транзакций. Иностранные же маркетплейсы продемонстрировали рост объемов продаж в KZT в 3,7 раза и рост в 2,6 раза в количестве заказов.
«Местные продавцы товаров среднего ценового диапазона все чаще отдают предпочтение продвижению через маркетплейсы, вместо того, чтобы инвестировать в развитие и поддержание собственных онлайн-магазинов. Выход на маркетплейсы предоставляет им такие преимущества, как быстрый старт, доступ к широкой аудитории покупателей и возможность использовать логистические ресурсы площадок, экономя на доставке. Более дорогие и нишевые товары продолжают реализовываться местными игроками через онлайн-магазины, что приводит к росту их среднего чека на 44% по сравнению с 2022 годом», - говорится в обзоре.
В 2023 году, аналогично прошлому году, около 37% объемов продаж пришлось на первое полугодие, и 63% - на второе. Показатели объемов продаж Q1 и Q2 снова уступают пиковым значениям предшествующего года, обусловленным повышенным спросом в период праздников и накануне. Общий нарастающий тренд пока не перекрывает это сезонное падение спроса, что и приводит к снижению объемов выручки в начале года.
Рынок электронной коммерции Казахстана находится лишь в начале своего пути, о чем говорят все возрастающие темпы роста числа заказов, совершенных онлайн. За минувшие четыре года число заказов возросло в 4,3 раза, причем только за последний год рост числа заказов составил +84%. Так же, как и в прошлом году, почти 40% транзакций пришлось на первое полугодие, и число покупок нарастает к концу года. Однако снижение по окончании праздничного сезона было уже не столь значительным, чтобы полностью перекрыть основной растущий тренд, и 2Q’2023 по числу транзакций превзошел 4Q’2022.
«На конец 2023 года средний чек составил 26,8 тыс. тенге, что является самым скромным результатом за последние три года. На размер и динамику среднего чека сейчас в большей степени оказывают влияние фундаментальные изменения в соотношении популярности маркетплейсов и онлайн-магазинов, а также в соотношении местных и международных игроков. Сезонная динамика, ярко выраженная в 2019-2020 году, перестала играть определяющую роль в формировании данного показателя, и квартальные колебания среднего чека стали находиться в коридоре +/-15% от среднегодовых значений», - отмечается в исследовании.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.