Регионы - потенциальные точки роста креативных индустрий
В Казахстане вклад этого направления в ВВП пока составляет менее 1%В рамках ежегодного Форума креативных индустрий Центральной Азии, прошедшего в Алматы 24-26 ноября, эксперты панельной сессии «Регионы – центры креативных индустрий» обсудили потенциальные возможности регионов Казахстана, связанных с развитием креативных индустрий.
Казахстан, расположенный в самом центре Центральной Азии, выступает в роли динамично развивающегося государства, особенно выделяясь своим активным вкладом в область креативных индустрий. Этот стратегический фокус уже принес свои плоды, с мировыми именами, представляющими Казахстан в области творчества.
Важнейшей миссией для регионов становится поддержка и развитие молодых талантов, создание условий для их самореализации, благодаря чему снижается уровень миграции, причем как внутренней, так и внешней.
Сегодня креативные индустрии играют значительную роль в мировой экономике. Они составляют 3,1% мирового ВВП и обеспечивают работой 6,2% трудового населения планеты. В Казахстане вклад креативных индустрий в ВВП пока составляет менее 1%.
По мнению спикеров панельной сессии, креативные индустрии – это стратегический рычаг экономического подъема регионов, представляющий собой эффективный инструмент для стимулирования инвестиционной активности региона, восстановления устаревших городских пространств, увеличения туристической привлекательности, включая сектор культурного туризма, а также для формирования новой, устойчивой модели предпринимательской активности.
«Мы видим важную роль креативных индустрий в устойчивом и инклюзивном экономическом развитии регионов Казахстана. Представители этой сферы не только помогают бизнесу расти и создают новые рабочие места, но и вносят свой вклад в интеллектуальное и эмоциональное развитие общества, укрепляя социальные связи между людьми. Важно поддерживать этот сектор, обращая особое внимание на вовлечение местной молодежи, которая обладает множеством талантов и творческим потенциалом», - отметил Сухроб Ходжиматов, заместитель постоянного представителя Программы развития ООН в Казахстане.
Также было отмечено, что экосистема креативных индустрий на региональном уровне представлена широким кругом участников: иностранные компании, представительства институтов развития, международные организации, индивидуальные предприниматели и представители креативных индустрий. Их деятельность охватывает различные сферы креативных индустрий и тесно взаимодействует со смежными областями, привнося интегрированный вклад в формирование креативного потенциала региона. Такой подход к развитию призван создать сбалансированное и устойчивое экономическое окружение, способствуя процветанию не только в сегодняшнем, но и в перспективном измерении.
Взаимодействие
участников экосистемы креативных индустрий в региональном контексте
способствует:
- развитию партнерских отношений и агломерационному подходу
трансферта товаров, работ и услуг креативных индустрий;
- стимулированию создания инфраструктуры,
специализированных программ и фондов поддержки креативных проектов и
мероприятий;
- формированию новых рабочих мест;
- поддержке развития сферы туризма;
- улучшению социальной инфраструктуры и повышению
привлекательности региона для молодых специалистов и частных инвесторов;
- продвижению пространственного развития территорий;
- реализации эффективного проектирования комфортной
городской среды;
- сохранению культурной идентичности;
- формированию бренда территории.
«Для разработки качественных точечных финансовых и нефинансовых мер поддержки отраслей креативных индустрий в Алматы открыт Совет по развитию инноваций и креативных индустрий города. Совет охватывает четыре ключевых направления: инновации, креативные индустрии, инвестиции и IT. Каждое направление оперативно функционирует в рамках соответствующих рабочих групп. В его состав вошли представители ведущих структур, включая Центр по развитию креативных индустрий «Almaty Creative», отраслевые ассоциации, общественные объединения и саморегулируемые организации, ведущие университеты, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, инвестиционные группы, IT-специалисты, эксперты в сфере креативных индустрий, образовательные центры, представители научного сообщества, профессора из различных стран мира, а также представители местных органов власти», - отметил Нариман Ибрагимов, управляющий директор отраслевого развития Палаты предпринимателей Алматы.
Креативное развитие регионов подразумевает оказание финансовой, экономической и организационной поддержки инновационным и культурным проектам, способным укрепить конкурентоспособность области. В региональной инфраструктуре должны развиваться такие инициативы, как креативные кластеры с доступом к специализированным инструментам отраслей (гончарное дело, музыкальные студии, балетные школы, ювелирные мастерские и пр.) и высокотехнологичному оборудованию, инкубаторы, Центры креативных индустрий, арт-резиденции и др.
Особое внимание следует уделить креативным кластерам, как ключевым элементам инфраструктуры, способствующим формированию сетевых связей, улучшению бизнес-климата и созданию благоприятных условий для разработки интеллектуальных продуктов. Кластеры играют важную роль в увеличении числа предприятий в креативном секторе и являются эффективным инструментом для обмена опытом и знаниями между основными игроками регионального рынка.
«Для развития креативного сектора экономики в различных регионах Казахстана необходимо выработать стратегию, учитывая уникальные характеристики каждого субъекта. Модель развития региональных креативных индустрий должна быть систематизирована и адаптирована к специфике каждого региона: его географическому положению, инфраструктуре, наличию квалифицированных кадров, особенностям культуры и традиций, а также потенциалу экономики. Работа в этом направлении предполагает анализ передовых практик в развитии креативных индустрий, методов планирования и внедрения соответствующих программ и стратегий, а также активное участие заинтересованных сторон в этом процессе. Таким образом, для успешной реализации политики в области креативных индустрий необходимо на основе системного представления о креативном потенциале регионов сформировать индивидуальные пути развития региональных креативных индустрий с учетом локальных условий и потребностей», - считает модератор панельной сессии Абдрахмет Дина.
Согласно Концепции развития креативных индустрий на 2021-2025 годы, Астана, Алматы и Шымкент станут якорными городами креативных индустрий. Однако экспертами панельной сессии озвучены мнения, что уже сейчас Мангистауская, Туркестанская, Абайская и Северо-Казахстанская области могут занять достойное место в ряду региональных центров креативных индустрий.
В случае с Туркестанской областью - это сосредоточение мастеров народного промысла и сегодняшнее глобальное строительство масштабного проекта ремесленного городка на 9000 кв. метров, что позволит занять Туркестану достойную международную позицию среди тюркских стран. Актау с учетом географического транспортного морского узла может стать Центром развития креативных индустрий прикаспийских стран. Абайская область ввиду молодого контингента региона, заинтересованности высших учебных заведений в развитии креативных индустрий имеет потенциал стать исследовательским центром по креативным индустриям. Благодаря своему стратегическому расположению и природе с уникальными культурными достопримечательностями Северо-Казахстанская область обладает потенциалом привлечения туристов. Это может способствовать развитию индустрии культурного туризма и смежных творческих направлений, открывая новые перспективы для регионального развития креативной экономики.
Таким образом, следует кластеризировать регионы с учетом структуры креативного сектора, динамики макроэкономических показателей, сильных сторон, особенностей̆ исторического развития и пространственного размещения отдельных отраслей̆ креативных индустрий.
Автор: Абдрахмет Дина, Общественный фонд «Фонд развития креативных инициатив и культурного наследия»
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.