Инфляционные ожидания жителей стран Центральной Азии снизились

Большинство респондентов вновь отметили муку как один из наиболее подорожавших товаров
Фото: Руслан Пряников

Четвертый месяц Freedom Finance Global изучает потребительскую уверенность, инфляционные и девальвационные ожидания жителей стран Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Эти исследования дают максимально полную макроэкономическую картину, поскольку учитывают динамику показателей.

В октябре все указанные страны показали заметный рост потребительской уверенности по сравнению с летними итогами. Вырисовываются постоянные региональные лидеры и аутсайдеры по различным вопросам. К тому же синхронно улучшились оценки и ожидания населения по росту цен на потребительские товары и услуги вместе со снижением официальной инфляции. Тем не менее девальвационные ожидания наиболее подвержены определенным внутренним факторам, и жители не показали единства в данном вопросе.

Казахстан

Индекс потребительской уверенности (CCI) казахстанцев в октябре составил 103,3 пункта, впервые за три месяца продемонстрировав рост. Кроме того, этот показатель оказался самым высоким за последний год и вторым по величине за всю 14-месячную историю исследований. Ровно год назад индекс CCI достигал 106 пунктов. Основным фактором роста оказались субиндексы, связанные с общей экономической ситуацией. На 4,3 пункта вырос субиндекс ожиданий, а на 4,1 пункта – оценка изменений экономики Казахстана. Отметим, что все пять компонентов индекса увеличились.

Более 56% казахстанцев считают, что через 12 месяцев экономика страны покажет улучшение. В сентябре доля опрошенных с подобной точкой зрения составляла 49,4%. В региональном разрезе самой оптимистичной оказалась Кызылординская область, где 64% респондентов ожидают улучшения экономических условий через год. Аутсайдером рейтинга стала Карагандинская область, где доля позитивных ответов составила 45%. В сентябре лидером был Шымкент, а худшим регионом оказалась Восточно-Казахстанская область.

Исследование по Казахстану Freedom Finance Global проводит 14 месяцев, в странах Центральной Азии четыре месяца.

Узбекистан

Индекс потребительской уверенности узбекистанцев в октябре показывает рост третий месяц подряд. Он увеличился на три показателя и составил 134,4 пункта, тем самым указывая на высокий уровень позитива среди населения. В этот раз абсолютно все компоненты индекса увеличились, но наибольший рост наблюдается в вопросе оценок личного материального положения, субиндекс которого вырос сразу на пять пунктов. Также продолжают бить рекорды вопросы касательно ожиданий узбекистанцев в целом: примерно 80% ответов оказались позитивными.

Субиндекс произошедших изменений личного материального положения достиг 134,1 пункта. Если в сентябре доля тех, кто отмечал улучшение этого компонента, составляла 57,5%, то в октябре показатель вырос до 61,9%. Традиционно молодежь продолжает оставаться наиболее позитивной в этом вопросе, хотя разница со старшим поколением несколько сократилась. 68% молодых людей рассказали об улучшении личного материального положения за последний год, тогда как среди старшего поколения таких набралось лишь 47%.

Кыргызстан

В Кыргызстане индекс потребительской уверенности в октябре составил 129,2 пункта, увеличившись на 1,4 пункта в сравнении с сентябрем и обновив рекорд за четыре месяца исследований. Четыре из пяти субиндексов показали рост, кроме «Благоприятности условий для совершения крупных покупок», который был лидером роста в сентябре.

Больше всего выросли показатели оценки произошедших изменений личного материального положения и экономической ситуации за последние 12 месяцев. Рост этих субиндексов составил 2,5 и 2 пункта соответственно. Также сохраняется тенденция высокой разницы результатов между сельским и городским населением. В отличие от других стран Центральной Азии, сельское население Кыргызстана показывает намного более высокую потребительскую уверенность.

Таджикистан

Индекс потребительской уверенности в Таджикистане в октябре составил 151 пункт и продолжает оставаться самым высоким показателем среди рассматриваемых четырех стран Центрально-Азиатского региона. За месяц индекс повысился на целых 7,8 пункта, а все пять субиндексов показали рост. Сильнее всего вырос субиндекс благоприятности условий для крупных покупок. Также заметно увеличились оценки изменений личного материального положения и экономики за прошедшие 12 месяцев.

Субиндекс «Оценка благоприятности условий для крупных покупок» в октябре резко вырос на 11,8 пункта и достиг 98,7 пункта, что является очень близким к нейтральной зоне результатом и самым высоким среди стран Центральной Азии. 47,8% жителей Таджикистана отмечают, что сейчас так или иначе благоприятное время для крупных покупок и расходов. Месяц назад доля таких составляла 39,7%.

Выводы

В октябре все рассматриваемые страны Центральной Азии продемонстрировали рост потребительской уверенности второй месяц подряд. Особенно отличился Таджикистан, индекс CCI которого продолжает расти и бить рекорды. Также позитивно проявил себя Казахстан, уверенно перешагнув отметку в 100 пунктов и показав наиболее высокую потребительскую уверенность за последние 12 месяцев. Узбекистан и Кыргызстан также стараются не отставать и тоже показали рекордные показатели индекса CCI за все четыре месяца исследований.

Рост в Таджикистане в первую очередь был обусловлен резким улучшением благоприятности условий для совершения крупных покупок. Данный субиндекс приблизился к нейтральной отметке в 100 пунктов, чего еще ни разу не было за все время макроэкономических исследований Freedom Finance Global. Также резко и одновременно улучшились оценки изменений экономического и личного материального положения за последний год. В Кыргызстане и Казахстане рост потребительской уверенности по большей части тоже был обусловлен этими двумя вопросами. В Казахстане особенно хорошо улучшились оценки и ожидания по экономике, которые традиционно негативно влияют на общий индекс CCI. Ожидания по росту экономики в течение года обновили рекорд за все 14 месяцев исследований, а оценки улучшения экономики не были такими высокими с марта 2023 года. В Узбекистане потребительскую уверенность тоже снизили оценки изменений личного материального положения, но ожидания по этому пункту и экономике также выросли значительно. Темпы роста оказались даже выше, чем в Таджикистане.

После сентябрьского роста инфляционных ожиданий почти во всех странах октябрь, наоборот, оказался куда более спокойным и позитивным в вопросе роста цен. Только Узбекистан показал немного неоднозначный результат, тогда как во всех остальных исследуемых государствах инфляционные оценки и ожидания упали куда более заметными темпами. Особенно отличились Таджикистан и Казахстан, где они упали довольно резко. В Таджикистане наиболее активно снизились инфляционные ожидания, вернувшись к августовским показателям. В Казахстане ожидания тоже снизились, но не так сильно, тогда как в Кыргызстане наблюдается похожая ситуация с ожиданиями и замедлением годовой инфляции в октябре. В Узбекистане оценка роста цен за прошедший месяц резко снизилась, но в горизонте года снижение оказалось незначительным. Также в Узбекистане практически не изменились инфляционные ожидания. История с ростом цен на муку, остро актуальная в сентябре, продолжает влиять на настроения жителей региона. Большинство респондентов вновь отметили этот товар как один из наиболее подорожавших, хотя цены на него перестали расти.

В вопросе девальвационных ожиданий жители стран Центральной Азии несколько разошлись во мнениях. В Казахстане и Узбекистане наблюдается снижение таких ожиданий. В большей степени это касается Казахстана, у которого девальвационные ожидания в сентябре находились на многомесячных максимумах, но заметно снизились после некоторого укрепления тенге в октябре. В Таджикистане все традиционно стабильно, курс за месяц даже не показал десятой доли процента изменений в котировках. Однако в Кыргызстане продолжается рост девальвационных ожиданий, хотя сильного роста доллара к сому не наблюдается. Возможно, сказываются постепенное увеличение темпов роста курса и эффект накопления: с начала июля он укрепился более чем на два сома.

Четвертая волна исследования потребительской уверенности жителей четырех стран Центральной Азии оказалась наиболее единой в результатах и динамике показателей. Наблюдается повсеместное улучшение итогов, связанных с потребительской уверенностью и инфляцией. Учитывая тесные экономические связи, практически везде снижение инфляции и инфляционных ожиданий выглядит логичным.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤