Когда FlyArystan отделят от Air Astana
Разработан поэтапный план выделения структурного подразделения лоукостера в отдельное юридическое лицоРазработан поэтапный план выделения структурного подразделения FlyArystan в отдельное юридическое лицо. Об этом сообщил премьер-министр Алихан Смаилов в ответе на депутатский запрос, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Отметим, что лоукостер FlyArystan основан в 2019 году и входит в структуру авиакомпании Air Astana.
«Утвержден устав АО «FlyArystan, а также осуществляются процедуры по перерегистрации, ведутся работы по формированию организационной структуры компании, передаче воздушных судов и другим направлениям деятельности FlyArystan, в том числе предусмотрено внедрение раздельного учета доходов и расходов. Подача документов на получение отдельного сертификата эксплуатанта FlyArystan планируется в IV квартале текущего года. Данные меры окажут положительное воздействие на развитие конкурентной среды, снижение стоимости авиабилетов путем конкуренции между субъектами рынка», - сообщил Алихан Смаилов.
Премьер-министр также прокомментировал вопрос депутатов о стоимости авиабилетов FlyArystan. Он сообщил, что тарифная сетка перевозчика не подвергалась изменениям, однако изменение спроса со стороны населения и ежегодное увеличение количества пассажиров влияют на конечную стоимость авиабилетов.
«По информации FlyArystan, минимальный тариф по маршруту Астана – Актобе (расстояние 1 007 км) начинается от 8 581 тенге до 50 081 тенге, по маршруту Алматы – Атырау (расстояние 2 003 км) - с 15 328 тенге до 63 538 тенге. Следует отметить, что казахстанскими авиаперевозчиками используется динамическое ценообразование, при котором стоимость авиабилетов определяется на основе таких рыночных факторов, как сезонность спроса, значительные колебания спроса для определенных периодов, тип воздушного судна, количество мест, время вылета рейса, а также дата совершения покупки авиабилета (количество дней до вылета)», - ответил Алихан Смаилов.
Он подчеркнул, что в соответствии с международным опытом ценообразование авиабилетов законодательно не регулируется. При этом, если авиакомпания необоснованно завышает цены, применяются меры антимонопольного реагирования в соответствии с Предпринимательским кодексом.
«Тем не менее, несмотря на увеличение стоимости на воздушные суда, запасных частей к ним и технического обслуживания, стоимость авиабилетов казахстанских авиакомпаний не менялась», - сообщил он.
В марте первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов сообщал, что в сфере гражданской авиации в Казахстане есть ряд проблем. На рынке гражданской авиации осуществляют деятельность три авиакомпании Air Astana и FlyArystan с долей более 70%, Qazaq Air - 6%, подконтрольные фонду «Самрук-Казына», а также SCAT с долей на рынке 24%. По его словам, FlyArystan, который является структурным подразделением Air Astana, создавался по системе лоукостер. При этом не является отдельным юридическим лицом. «Таким образом, данный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка, с недостаточно развитой конкуренцией. Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Данные факторы в целом негативно влияют на конкуренцию», – пояснял Рустам Ахметов.