Какие меры поддержки помогут в развитии креативной индустрии
В Казахстане определены 43 основных вида экономической деятельности, относящихся к отраслям креативной индустрииЭпоха диджитализации и повышенный спрос на продукты интеллектуальной деятельности стали отправной точкой для масштабного развития креативных индустрий. Сегодня в мире креативная индустрия выступает не только самой быстроразвивающейся, но и одной из самых высокодоходных отраслей.
В США, Великобритании, Италии, например, креативные индустрии составляют около 10%, 5%, 6% ВВП страны и создают около 5 млн рабочих мест соответственно.
К тому же глобальные мегаполисы, такие как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон, Берлин, Гонконг и Сеул, активно раскрывают потенциал креативных отраслей и создают условия для их дальнейшего развития.
Неоднократно главой государства Касым-Жомартом Токаевым отмечалась необходимость активного развития креативной экономики. Так, в послании от 1 сентября 2023 года он обозначил креативные индустрии как точку роста экономики и занятости.
Нужно подчеркнуть, что Казахстан стремится стать лидером Центрально-Азиатского региона по вкладу креативной индустрии в экономику страны, создавая все условия для активного ее развития.
Казахстан начал путь с определения на законодательном уровне 43 основных видов экономической деятельности, относящихся к креативной индустрии: кино, анимация, современное искусство, ювелирное дело, IT и геймдевелопмент, телевизионные программы, фото, архитектура и мода, музыка, культурное наследие, деятельность культурно-досуговых учреждений и др.
По статистическим данным, по итогам 2022 года в Казахстане количество занятых в сфере креативной индустрии составляет более 120 тыс., количество МСБ - более 40 тыс., в том числе индивидуальных предпринимателей более 10 тыс. Совокупные налоговые поступления в разрезе всех видов экономической деятельности, относящихся к креативной индустрии, составляют около 100 млрд тенге.
В соответствии с различными дефинициями международных организаций (ЮНКТАД, ООН, ЮНЕСКО, ВОИС, ОЭСР) ядром «креативных индустрий» являются творческие идеи, создание и использование интеллектуальной собственности. Тем самым товары и услуги креативных индустрий обладают высокой добавленной стоимостью и большим экспортным потенциалом.
Вместе с этим необходимо понимание того, что существуют устоявшиеся модели реализации креативных индустрий. Образцовыми моделями считаются: американская, скандинавская и восточно-азиатская. Каждая из них имеет свои отличительные характеристики, к примеру, американская модель развития креативных индустрий подразумевает два сектора (культурный и креативный), которые функционируют по отличным принципам. Культурный сектор или некоммерческий поддерживается государством и меценатами. Креативный сектор отличается своим инновационным подходом, акцентом на поддержку малых предприятий и технологий, а также активным международным сотрудничеством.
Скандинавская модель развития креативных индустрий отличается своим акцентом на инновации, качество жизни и устойчивость. Эти страны активно поддерживают развитие креативных индустрий, чтобы стимулировать экономический рост и улучшить качество жизни населения.
Политика креативных индустрий в восточно-азиатских странах строится на основе трех основных факторов. Первый из них - быстрая динамика изменений в социально-экономической и культурно-политической сферах, что требует разработки новой культурной политики. Второй фактор заключается в том, что креативные индустрии рассматриваются как важный ресурс для стимулирования экспорта. Третий фактор связан с увеличением геополитического влияния Китая.
Так, креативные индустрии становятся важным фактором экономического роста и социального развития.
В случае рассмотрения международных примеров мер государственной поддержки целесообразно выделить генеральных игроков на рынке креативных индустрий: Великобританию, Германию, Южную Корею.
Так,в Великобритании существуют налоговые льготы для специфических областей креативной индустрии. Например, для киноиндустрии есть льготы в виде налогового кредита, который позволяет компаниям снизить налог на прибыль или получить выплату в случае убытков. Также важно отметить, что Великобритания предлагает льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) для некоторых видов деятельности в области искусства, таких как театральные представления и музыкальные концерты.
В Великобритании была введена программа Creative Sector Tax Reliefs, которая предоставляет налоговые льготы до 25% на производственные затраты в сферах кино, анимации, видеоигр и телевидения. Также внимание уделяется организации креативных кластеров на базе вышедших из употребления зданий, чаще всего промышленных, методом изучения градостроительной ситуации специализированным агентством Великобритании.
Система финансирования творческих предприятий в Германии достаточно развита, существуют различные грантовые и гарантийные схемы. 80% займа МСБ креативных индустрий Германии гарантируются государственными гарантийными банками, такими как Bürgschaftsbank North Rhine Westfalia и Bürgschaftsbank Baden-Württemberg.
Национальными грантами немецких федеральных фондов культуры, таких как Arts Fund Foundation, World Cinema Fund, German Literature Fund, Wanderlust — Fund for International Theatre Partnerships и Performing Arts Fund могут воспользоваться представители изобразительного искусства, литературы, исполнительского искусства и кино.
Для представителей всех отраслей креативных индустрий действует 13% налоговый инвестиционный вычет для лиц, участвующих в культурных инвестиционных фондах.
Южная Корея подходит к развитию креативных индустрий через разработку полноценных программных документов, где предусмотрены различные меры в зависимости от направления (маркетинговое продвижение, повышение квалификации, организация новых рынков сбыта и грантовая поддержка проектов отраслей креативных индустрий).
Программа «Культурная виза» позволяет получателям работать в креативных индустриях и участвовать в различных культурных мероприятиях в Южной Корее. Программа Content Koreа направлена на повышение конкурентоспособности корейских контент-производителей на международном уровне. Программа предусматривает финансирование и поддержку исследований и разработок, обучение и развитие талантов, а также меры по стимулированию экспорта. С целью стимулирования креативности и инноваций в стране, а также для улучшения конкурентоспособности Южной Кореи на мировом рынке разработана стратегия «Креативная Корея», включающая финансовые меры по исследованиям и разработкам, обучению и развитию талантов. Для повышения инвестиционного климата, а именно привлечения и поддержки иностранных стартапов в области креативных индустрий, запущена программа К-Startup Grand Challenge, где предусмотрены налоговые льготы на разработку новых технологий и финансовая поддержка от национальных корейских компаний.
Следует обратить внимание, что все рассмотренные меры финансовой поддержки оказываются уполномоченными организациями (агентствами, комитетами, департаментами).
В связи с этим первоочередным шагом эффективной разработки как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки креативных индустрий в Казахстане является организация «Центра креативных инициатив» с филиалами рабочих органов в регионах на базе Проектного офиса по развитию креативных индустрий.
Данный орган сможет консолидировать предложения представителей креативного общества, оказывать содействие в реализации креативных и общественно значимых проектов.
Самым важным фактором в разработке новых или корректировки существующих финансовых мер поддержки отраслей креативных индустрий является получение запроса от самих игроков рынка, то есть в чем они нуждаются больше всего.
Так, «Центр креативных инициатив» станет единой площадкой, где будет систематическая поддержка (продвижение, формирование креативного сообщества, поиск источников финансирования, образовательные программы, инфраструктурная поддержка, аналитическое содействие) представителей креативных индустрий. Дополнительно Центр может стать интерактивной платформой (интернет-ресурс с информацией о креативной экономике, эксперты – специалисты различных отраслей креативной экономики) для реализации (подача и рассмотрение заявок на различные креативные конкурсы, видео/мастер-классы) городских проектов в сфере креативной экономики.
Для определения текущего состояния, структуры и динамики творческих индустрий на национальном уровне, а также на региональном уровне в разрезе отраслей креативных индустрий необходимо разработать систему картирования.
Кроме того, это создаст единую систему, в соответствии с которой можно сравнивать отдельные территориальные единицы и повторно применять систему в одном регионе с целью получения сопоставимых результатов в течение определенных периодов времени.
Картирование креативных индустрий поможет улучшить профориентацию в творческих отраслях, обеспечит соответствующее финансирование для творческого бизнеса, улучшение информационных услуг по интеллектуальной собственности для создателей, пользователей и широкой общественности, а такжеи более упорядоченный и целенаправленный диапазон поддержки креативных предпринимателей.
Необходимо разработать Индекс креативного капитала по примеру существующего Индекса физического объема, который позволит оценить креативную экономику с учетом креативной специфики каждого региона и инвестиционной привлекательности.
Также важной поддержкой для креативных индустрий считаю создание условий по развитию инфраструктуры (креативный кластер, креативные технопарки). Таким образом, необходимо закрепление на законодательном уровне статуса креативного кластера, креативного технопарка, вследствие чего резиденты смогут получать отраслевые субсидии по возмещению части затрат на приобретение оборудования, уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды, а также на обустройство творческого помещения, что обеспечит формирование творческой инфраструктуры рабочего пространства креативной среды.
Между тем существует необходимость в развитии кадрового потенциала отраслей креативных индустрий, то есть необходимо разработать механизм субсидирования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части возмещения затрат, связанных с получением дополнительного профессионального образования с учетом передовых международных перечней профессий, специальностей и стандартов образования в креативной сфере.
Однако для фундаментальной подготовки профессионалов креативных индустрий необходимо предусмотреть специализированное учебное заведение или переориентацию действующих университетов.
Ввиду того, что креативные индустрии – это сектор производства продуктов интеллектуальной собственности, творчества и внедрения новаторских идей, меры финансовой поддержки, полагаю, имеют специфическую направленность.
Необходимо предусмотреть отраслевые гранты субъектам предпринимательства креативных индустрий, реализующим мероприятия и проекты креативных индустрий (музыка, новые медиа и цифровая культура, кино и анимация, архитектура и дизайн, литература, театр, опера и балет, мода, современное искусство, индустрия развлечений).
Тем самым данная финансовая поддержка повысит результативность и эффективность проектов и мероприятий креативных индустрий, простимулирует развитие инновационных подходов к проведению креативных мероприятий.
Несомненно, креативные индустрии дадут новый импульс традиционным секторам экономики и параллельно со стремительной скоростью развивают экономику «знаний, творчества и инноваций».
Казахстан имеет свой неповторимый подход к развитию отрасли, поэтому можно выделить «Казахстанскую модель развития креативных индустрий», где основными столпами являются образование, международная интеграция, человеческий капитал и поддержка креативных инициатив.
Автор: Дина Абдрахмет, независимый эксперт по развитию креативных индустрий, аспирант - исследователь НИУ «МГСУ».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.