Ввести контроль сделок по слиянию торговых сетей предлагают в Казахстане
Монополизация рынка ограничивает сбыт казахстанским сельхозпроизводителям, заявили в Альянсе отраслевых союзовМонопольное положение торговых сетей в Казахстане ограничивает рынок сбыта для отечественных сельхозтоваропроизводителей. Об этом заявили на заседании Республиканского совета по вопросам агрокомплекса партии Amanat представители отраслевых союзов пищевого сектора, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Альянса отраслевых союзов.
Производители продуктов питания сталкиваются с большими сложностями при реализации в местных торговых сетях, сетуют в Альянсе.
Участники совещания отметили, что проблемы со сбытом в своей же стране у казахстанских аграриев и переработчиков – производителей продовольствия – возникают из-за повсеместного диктата со стороны крупных торговых компаний, которые практически в каждом регионе страны являются монополистами на розничном рынке продуктов питания. В связи с этой ситуацией, которую необходимо в корне менять, отраслевые союзы выступили с рядом конкретных предложений о внесении ряда изменений и дополнений в действующее законодательство.
«Чтобы удержать собственные рынки и нарастить экспорт, стране нужны мощные предприятия, способные обеспечить масштабы, качество и регулярность поставок. Но чтобы такие предприятия выросли, нужно сначала навести порядок с реализацией отечественных продуктов в своей стране, где казахстанские производители лишены возможности равноправно и справедливо продавать произведенную продукцию вследствие агрессивной политки крупных супермаркетов», – прокомментировал директор Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников.
Представители отраслевых союзов отметили, что торговля крупного формата А,В,С каждого без исключения города Казахстана монополизирована, и местная монопольная торговая сеть навязывает свои условия местным производителям в таком примерно формате: либо продавай по самой низкой цене, часто – ниже себестоимости, либо уходи. Все условия договоров с поставщиками прописаны в пользу сетей. В этих условиях местное производство работает на четверть своих возможностей, мощности не загружены, работников увольняют, налоговые платежи падают. Сил и, главное, денег на реализацию масштабных проектов у местных переработчиков уже не остается.
Производители предлагают законодательно зафиксировать, что в каждом городе присутствует своя монополия. И этот монополист ограничивает на своем объекте свободу и справедливость торговли и конкуренции. Поэтому государство вправе и обязано этому монополисту также ограничить свободу и начать регулировать его деятельность в собственных интересах, то есть в интересах граждан и отечественного производителя.
Также участники совещания предложили внести в антимонопольное законодательство дополнения, которые обеспечат строгий контроль над монопольной политикой торговых сетей. В частности, предлагается ввести контроль сделок на слияние – с разрешением от антимонопольного органа и министерства экономики. Если две торговые сети по итогам сделки получают долю рынка более 30% в одном населенном пункте, то такая сделка должна блокироваться – разрешения на слияние они от государства получить не должны.
Другое значимое предложение – ввести в законодательство понятие «антиконкурентное сотрудничество», препятствующее свободе торговли и добросовестности конкуренции: когда доминирующая в регионе торговая сеть берет на дистрибуцию определенный товар и искусственно создает ему популярность через различные акции, предоставляя максимальное место на полке, искусственно снижая стоимость до 70%. Подобное взаимодействие с отдельно взятым поставщиком или группой таковых должно жестко пресекаться и наказываться, считают отраслевики.
Еще одна группа предложений отраслевых союзов касается изменений в закон о торговле и регулировании торговой деятельности. Так, предложено законодательно закрепить норму, требующую без каких-либо условий обеспечивать доступ в любую торговую сеть на территории РК поставщикам казахстанских продовольственных товаров – так, чтобы доля последних в общем объеме торговой площади была не менее 50%. На это предложение отреагировал участвовавший в заседании вице-министр торговли и интеграции РК Кайрат Балыкбаев, который сообщил, что его министерством уже прорабатывается механизм, который законодательно обяжет торговые компании выделять 50% полок под продукцию отечественного производителя, что было встречено с одобрением участниками заседания.
Еще одно важнейшее предложение – полностью исключить из закона «О торговой деятельности» понятие «вознаграждение», предполагающее выплату производителями торговым сетям так называемых «ретробонусов» и других бонусов, либо получение ими от поставщика каких-то несуществующих «дополнительных услуг» за возможность реализовать свой товар. А также – запретить торговым сетям требовать с отечественного производителя скидок на закупочные цены от действующего прайс-листа. «В качестве регулирования работы сетей в законе следует оставить только понятие «торговая надбавка», то есть разница между закупочной ценой от производителя и реализуемой ценой товара. Данная надбавка во всем мире покрывает все издержки торговой сети, и это должен быть единственный легальный источник дохода торговой компании», – пояснила вице-президент Союза птицеводов Казахстана Бахыт Кущегулова.
Предлагается также запретить торговым компаниям как-либо ограничивать доступ отечественной продукции к покупателю, что выражается либо в необоснованном отказе от заключения договора поставки товаров, либо заключении договора с заведомо дискриминационными условиями.
Кроме того, производители предлагают ввести в законодательство нормы, гарантирующие строгий контроль качества импортной продукции в целях обеспечения продовольственной безопасности и защиты здоровья жителей Казахстана. Предложен ряд мер, направленных на контроль ввоза импортной продукции, таких как регистрация импортера в местном управлении торговли и в местном органе контроля качества. Предлагается разрешать импортировать продукты питания только тем компаниям, у которых есть официальное юридическое лицо на территории РК, реальный адрес, обеспечена система доставки и хранения пищевой продукции в соответствии со всеми местными требованиями - чтобы было с кого спросить за качество, а также по поводу уплаты налогов в бюджет государства.
Еще одна группа предлагаемых поправок направлена на закрепление в законодательстве практики, при которой условия, на которых заключаются договоры торговых сетей и отечественных товаропроизводителей, не должны нарушать баланс интересов обоих участников. «Согласно юридическим нормам, все договоры производителей с торговыми сетями должны быть равнозначны по условиям. Сейчас же все без исключения контракты – по сути кабальные, в них сети прописывают для себя преимущественные условия, невыгодные для производителей. Особенно строго данное положение должно касаться тех торговых сетей, которые признаны монополистами на конкретной территории. Условия их договоров с отечественными товаропроизводителями должны особенно тщательно контролироваться уполномоченным органом в части баланса интересов участников, – объясняет Владимир Кожевников.
Все выдвинутые отраслевыми союзами предложения по изменениям в законодательство были рассмотрены в ходе заседания и рекомендованы для тщательного изучения профильным министерствам.