Как развиваются предприятия легкой промышленности в Алматы
Журналисты побеседовали с представителями компаний «Казлегпром-Алматы» и «КазСпо-N»В Казахстане запустили медиапроект «Отандық өндіріс», направленный на популяризацию отечественной промышленности и укрепление имиджа казахстанских товаров. Проведение первого медиатура состоялось 21 сентября 2023 года в Алматы, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Участники пресс-тура посетили два алматинских предприятия легкой промышленности: ТОО «Казлегпром-Алматы» по производству одежды и обуви, а также ТОО «КазСПО-N» по пошиву спортивных костюмов торговой марки (ТМ) Zibroo и пуховиков ТМ Alerma. Медиапроект был запущен министерством промышленности и строительства совместно с акиматами областей и городов Астаны, Алматы и Шымкента.
«Казлегпром-Алматы»
Предприятие занимается производством швейно-обувной продукции. Оно было зарегистрировано в 2011 году. Производственный комплекс площадью в 12,5 тыс. квадратных метров находится на территории в 1 га. Фабрика работает с 2013 года. Спустя 10 лет предприятие ежедневно производит свыше 2000 комплектов одежды и около 1500 пар обуви, рассказывает директор «Казлегпром-Алматы» Олжас Зияханов. По его словам, численность сотрудников фабрики составляет более 700 человек. Средняя заработная плата – 200-250 тыс. тенге.
Дизайнер по одежде «Казлегпром-Алматы» Нурбиби Байтасова отмечает, что на фабрике в основном изготавливаются классические костюмы и военная форма. По ее словам, казахстанские мужчины предпочитают спокойные цвета: все оттенки синего и серого, а также черный. Дизайнер также поделилась последними трендами: зауженные брюки и укороченные пиджаки у мужских костюмов, классические пиджаки модели оверсайз у женских.
В настоящее время фабрика шьет спецодежду по заказу Национальной гвардии РК, Министерства обороны РК и Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК. Сырье для производства одежды в основном привозят из Турции, Китая и РФ.
Директор «Казлегпром-Алматы» добавляет, что в селе Узынагаш Алматинской области у предприятия есть цех по производству одежды, где работает 150 человек. В планах компании построить фабрику на 300-400 рабочих мест. Компания уже подала заявку на финансирование в Фонд развития предпринимательства «Даму».
Олжас Зияханов подчеркивает, что фабрика сама изготавливает обувную подошву, а также защитный подносок из композита для спецобуви, ударная прочность которого составляет 200 Дж. Он также обращает внимание на то, что предприятие первым начало маркировать обувь. Для ее производства на фабрике предусмотрены 4 цеха: закройно-штамповочный, где вырезаются детали обуви при помощи прессов, заготовочный, где соединяются все детали, затяжной, где обуви придается форма, а также литьевой цех.
Директор фабрики сообщает, что в настоящее время на предприятии шьется обувь по заказу АО «НК «КТЖ». Кожа для производства обуви в основном казахстанская – ее закупают в Алматы. Часть кожи также привозят из России. Фурнитура закупается в Китае и Турции.
На вопрос журналистов о требуемой помощи со стороны государства Олжас Зияханов сказал о налоговых льготах или преференциях. «С начала года предприятие заплатило налоги на общую сумму свыше 600 млн тенге. К концу года эта сумма достигнет 1 млрд тенге», – делится директор фабрики. Он резюмирует, что доля казахстанского содержания в производстве одежды составляет от 50%, обуви – более 70%.
Также при фабрике действует учебный центр «Шебер», где компания готовит своих будущих специалистов. Директор «Казлегпром-Алматы» говорит, что в настоящее время предприятию не хватает около 100 сотрудников.
Одежду и обувь, произведенные на фабрике, можно приобрести в розницу в Алматы и Астане.
«КазСпо-N»
Предприятие производит одежду с 1996 года. Генеральный директор «КазСпо-N» Елена Свечникова рассказывает, что компания имеет 4 направления деятельности: выпуск рабочей одежды для нефтегазового сектора, а также для специальных подразделений, спортивной одежды Zibroo, которую предприятие выпускает уже 17 лет, и пуховиков Alerma, производством которых компания занимается в течение 7 лет. Спикер заверяет, что «КазСпо-N» выпускает до 500 наименований готовых изделий, а также оснащено современным автоматизированным оборудованием.
Елена Свечникова называет производство пуховиков новым генеральным направлением розничной продажи компании. Сырье для их производства привозят из разных стран: Турции, Италии, Китая. Пух закупается в Казахстане и РФ. Предприятие располагает собственной лабораторией по определению качества пуха и пухостойкости материала. Генеральный директор «КазСпо-N» сказала, что соотношение пуха и пера в пуховиках Alerma составляет 9 к 1.
В компании два цеха по производству пуховиков, один из которых выпускает около 50 пуховиков в день. Другой цех – экспериментальный – занимается разработкой новой коллекции и шьет пуховики небольшими партиями, так как компания производит их и под другими брендами на заказ.
Генеральный директор «КазСпо-N» отмечает, что доля экспорта пуховиков составляет 90% – они представлены в 40 городах России. Спикер заявляет, что по правилам международного рынка коэффициент между оптовой и рекомендуемой розничной ценой составляет 3. То есть если оптовая цена пуховика равняется 80 тыс. тенге, то в магазинах он будет стоить 240 тыс. тенге. При этом цена реализации в Казахстане и РФ примерно одинаковая. Елена Свечникова объясняет это незначительными затратами на логистику по ЕАЭС (Евразийский экономический союз – Ред.).
Два года пуховики продавались в США. Компания также экспортировала их в Европу в течение нескольких лет. Елена Свечникова поясняет, что европейцы не захотели заниматься растаможиванием товара, несмотря на спрос со стороны покупателей. Генеральный директор «КазСпо-N» рассказывает, что предприятие нанимало специалистов, которые растаможивали пуховики в Европе и доставляли до продавцов, что, по ее словам, было неудобно. Она утверждает, что на рынке ЕАЭС работать намного проще – у компании сейчас проблемы только с маркировкой пуховиков.
Компания имеет магазины по продаже пуховиков Alerma в Караганде, Астане и Алматы.
Спортивная одежда в основном производится для казахстанского сектора B2B (business to business, сотрудничество с другими компаниями – Ред.). Елена Свечникова замечает, что 90% предприятий легкой промышленности Казахстана ориентированы на госзакупки и тендеры. При этом, по ее словам, нет гарантий постоянной загрузки предприятий.
Спортивную одежду Zibroo можно приобрести в розницу в магазинах Алматы и Астаны. У компании также есть собственный магазин Zibroo в Актау.
Генеральный директор «КазСпо-N» делится, что в 2022 году товарооборот компании составил 1,5 млрд тенге, а в текущем году – 1 млрд тенге. При этом она констатирует, что в течение почти 20 лет ежегодный прирост товарооборота предприятия составлял 30%. Елена Свечникова объясняет падение доходов ТОО «КазСпо-N» тем, что компания проиграла ряд тендеров.
Инженерно-технический состав «КазСпо-N» насчитывает 70 человек. Всего на предприятии в Алматы работает 200 человек. На производстве создана собственная школа по подготовке кадров. По словам Елены Свечниковой, в течение 13 лет компания бесплатно занимается обучением всех желающих на регулярной основе. В декабре 2023 года «КазСпо-N» планирует запустить производство на 100 рабочих мест в городе Есик.
Елена Свечникова считает, что правительством должна быть разработана отдельная программа для развития легкой промышленности, а также своя экспортная стратегия для этого сектора.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.