Перспективы ГЧП

Почему важно использовать такой механизм в инфраструктурных проектах
Фото: Руслан Пряников

16 июня 2023 года открыли Большую алматинскую кольцевую автодорогу (БАКАД). Это первый международный государственно-частный проект (ГЧП) в Центральной Азии. В стране реализуются и другие проекты по ГЧП, не такие масштабные, но не менее значимые. По данным на 1 мая 2023 года заключено 1085 договоров на общую стоимость 2,1 трлн тенге. На этапе планирования находится еще 152 проекта на 450 млрд тенге.

«Но учитывая потребности государства, а также цели и задачи, которые мы ставим перед собой, требуется в десятки раз больше инвестиций. Статистика заключенных договоров показывает, что 90% из них в количественном отношении приходится на три основные отрасли: образование, здравоохранение, энергетика и ЖКХ. Тем не менее, если смотреть в стоимостном выражении, 40% приходится на транспорт и энергетику», - сказал ранее управляющий директор АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Айдос Кобетов.

В обзоре Азиатского банка развития (АБР) говорится, что Правительство Казахстана рассматривает ГЧП как важный источник финансирования инфраструктуры и предоставления услуг.

«В последние десятилетия было приложено много усилий для развития ГЧП путем постоянного совершенствования правовых механизмов ГЧП, развития институциональной структуры и разработки пилотных проектов. Концепция государственно-частного партнерства как метода закупок не использовалась в Казахстане до 2006 года. Когда парламент принял Закон о концессиях, определяющий понятие ГЧП, это ознаменовало рождение правовых и институциональных рамок для его поддержки. В 2015 году был принят еще один Закон о ГЧП. Правительство также создало ряд институтов для поддержки развития ГЧП», - отмечают авторы обзора.

Эксперты пишут, что основной опыт Казахстана в реализации проектов ГЧП связан с транспортом, информационнокоммуникационными технологиями (ИКТ) и государственными услугами. Вместе с тем, указывают и не некоторые недостатки, устранение которых позволит условиям ГЧП Казахстана стать ведущими стандартами в Центральной Азии. В числе недостатков названа нормативно-правовая база. Этот вопрос сейчас решается в стране, вносятся поправки в законодательство.

Эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) отмечают другой аспект ГЧП – это трансграничное государственно-частное партнерство (ТГЧП). Реализация трансграничных инфраструктурных проектов требует участия нескольких стран, значительного объема частных инвестиций и координации большого круга участников. Поэтому в ЕАБР говорят, что отводят особое место разработке руководящих принципов для трансграничных ГЧП.

В ЕАБР подчеркивают, что трансграничные проекты важны для государств Центральной Азии и Южного Кавказа, учитывая географическое положение, протяженность границ, структуру экономических и транспортных связей. Также указывают, что помимо транспортных проектов, региону актуальными могут быть проекты строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной автомобильной дороги Алматы — Иссык-Куль и так далее.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤