Почему важно развивать машиностроение в РК
Проекты отрасли получают финансовую поддержку через холдинг «Байтерек»По данным АО «НУХ «Байтерек», автомобилестроение стало одним из лидеров роста машиностроительной отрасли. Почему государство поддерживает эту отрасль, какие проекты финансируются и какой эффект должно получить государство. Об этом рассказал управляющий директор АО «НУХ «Байтерек» Ержан Елекеев.
- Государство определило автомобилестроение как приоритетную отрасль. Ержан Иракович, в чем важность отрасли?
- Государство уделяет внимание не только автомобилестроению, но и в целом всей машиностроительной отрасли. Она шире и включает в себя в том числе и автомобилестроение. Нужно признать, что на сегодняшний день оно является одним из лидеров роста внутри машиностроительной отрасли.
- Благодаря чему это произошло?
- Я считаю, что в первую очередь благодаря тому, что в нашей стране есть крупные казахстанские предприниматели, которые поверили в автопром и рискнули инвестировать значительные средства в этот сложный и технологический бизнес. Без их оптимизма и твердой веры мы не добились бы таких результатов.
С другой стороны, государство поддержало инициативу казахстанского бизнеса, создав необходимые условия. Было выделено государственное финансирование, автопроизводители частично освобождены от налогов и платежей. Так поступают многие страны, которые хотят поддержать различные секторы экономики на ранних стадиях развития.
- Почему важно поддерживать автомобилестроение?
- Автомобилестроение – это технологически сложная индустрия, в которую вовлечено много людей. Анализ показывает, что одно рабочее место в автопроме создает десять рабочих мест в смежных отраслях. Таким образом, государство обеспечивает стабильной работой наших граждан.
Казахстанский автопром имеет относительно молодую, но бурную историю развития. Около 20 лет назад общее производство автомобилей в нашей стране не превышало 3 тыс. машин в год. По итогам 2022 года общее производство автомобилей превысило 113 тыс. За 20 лет производство автомобилей выросло в 37 раз!
Все мы понимаем, чтобы отрасль встала крепко на «ноги», требуются различные меры поддержки, особенно на этапе ее зарождения. И государство, четко понимая свою роль, оказывало и продолжает поддерживать отрасль как финансовыми, так и нефинансовыми инструментами. К примеру, через АО «НУХ «Байтерек» финансируются крупные заводы по производству автомобилей.
И несмотря на текущий прогресс, нас он останавливать не должен. Многое еще предстоит сделать. Так, например, мы добились количественных показателей, и сегодня нам необходимо усилить качественные. Нужно понимать, что в любой стране любая индустрия, и автомобилестроение не является исключением, имеет свои этапы развития.
В самом начале наш выпуск автомобилей производился методом крупноузловой сборки (Semi Knocked Down), то есть на наши заводы привозили полностью готовые к сборке комплектующие.
Сейчас крупные автопроизводители активно осваивают мелкоузловую сборку (Сomplete knock-down). Это более технологически сложный процесс, когда на заводах производят сварку, окраску, а сама сборка состоит из сотни деталей.
К примеру, АО «НУХ «Байтерек» финансирует строительство завода Astana-Motors по производству трех самых именитых китайских брендов: Changan, Chery и Haval с производственной мощностью более 90 тыс. авто в год. Данный завод будет производить автомобили методом мелкоузловой сборки. Таких проектов на рассмотрении у нас несколько.
Таким образом, мы видим, что в ближайшие три-пять лет объем производства казахстанских автомобилей может вырасти еще в четыре раза и превысить 400 тыс. автомобилей в год. И более половины будет выпускаться методом мелкоузловой сборки.
- Проводился ли анализ, востребовано ли такое количество автомобилей на нашем внутреннем рынке?
- Государству важно не только обеспечить внутренний рынок, но и диверсифицировать экономику. Все мы видим, что сейчас мы сильно зависим от мировых цен на нефть и газ. Наша задача – сделать так, чтобы в структуре экономики преобладали высокотехнологичные отрасли.
Последние геополитические события открыли «окно» возможностей нашему автопрому, и этим обязательно нужно воспользоваться. Наша республика способна экспортировать автомобили в соседние страны.
- Задействован ли в этом процессе малый и средний бизнес?
- Государство осознает важность участия МСБ в автомобилестроении. Давайте подробнее разберем этот вопрос.
Критическая отметка 100 тыс. автомобилей в год дает нам возможность наладить производство автокомпонентов в Казахстане. Наши крупные автопроизводители ведут переговоры с казахстанскими предприятиями о возможностях их производства в нашей стране.
В Алматы и Костанае рядом с автопроизводителями местные исполнительные органы выделили земельные участки. Они проводят необходимые инженерные сети, чтобы вокруг них образовался кластер с вовлечением представителей малого и среднего предпринимательства. АО «НУХ «Байтерек» финансово поддержит МСБ в этом вопросе.
Таким образом, в ближайшие два-три года десятки и сотни мелких и средних предпринимателей начнут производить различные детали и компоненты, внося свой вклад в развитие казахстанского автопрома.
Это лишь первый этап развития. Я верю, что последовательно, шаг за шагом, мы придем к тому, что наше автомобилестроение будет играть ведущую роль в экономике страны. Сотни тысяч людей будут задействованы в этом процессе.
- Спасибо за интервью.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.