Качественная инфраструктура критически важна для международной торговли и экономического роста
Заместитель генерального директора АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» Нурлан Кулбатыров о перспективах развития Транскаспийского международного транспортного маршрутаПоследние годы были сложными для всех участников международной торговли, включая страны Центральной Азии. Реальность, с которой столкнулись игроки после глобальных изменений, диктует новые правила торговли на мировом рынке. Сбои в логистике, рост цен на грузоперевозки сократили торговые потоки и транзит товаров.
Важным драйвером увеличения товарных потоков является развитая транспортно-логистическая инфраструктура и сервисы, включая международные транспортные коридоры, способные обеспечить устойчивый экспорт и капитализировать транзитный потенциал.
Казахстан успешно развивает транзитные коридоры из Китая в Европу, включая направления в страны Кавказа и Турции. Накопленный положительный опыт Казахстан начал использовать для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
Общая пропускная способность маршрута составляет порядка 5,8 млн тонн грузов в год. ТМТМ предоставляет возможность перевозить грузы железнодорожными вагонами и автотранспортом, паромами, а также контейнерными сухогрузными судами.
В 2022 году по Транскаспийскому коридору было перевезено 1,5 млн тонн грузов, что в 2,5 раза больше, чем в 2021 году. Объем контейнерных перевозок увеличился на 33% до 33 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU) по сравнению с 2021 годом. Экспорт казахстанских грузов вырос в 6,5 раз и составил 891 тыс. тонн.
Уже сейчас можно отметить переориентацию на ТМТМ значительной части грузопотока казахстанского экспорта – это продукты нефтехимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, зерновые и другие грузы.
Производственные мощности перевалки казахстанских портов на Каспийском море составляют 27 млн тонн в год. Производственные мощности порта Алят достигают порядка 15 млн тонн сухих грузов и 100 тыс. контейнеров. Через порт Поти, находящийся в управлении компании APM Terminal, есть возможность перевозить ежегодно 6,3 млн тонн сухих грузов и 510 тыс. контейнеров.
Не случайно растет интерес Евросоюза к расширению многопланового взаимодействия с Казахстаном – крупнейшим торгово-экономическим партнером в центрально-азиатском регионе. В конце 2021 года Европейская Комиссия запустила инициативу Global Gateway. Это новая европейская стратегия развития высокотехнологичных, экологичных и безопасных глобальных связей в таких сферах, как цифровизация, энергетика и транспорт. В рамках реализации этой стратегии ЕС намерен вкладывать инвестиции в развитие Транскаспийского маршрута.
Сегодня Правительство Казахстана активно работает над созданием контейнерного хаба на базе СЭЗ «Морской порт Актау», для привлечения казахстанских и транзитных грузов на казахстанские порты в Каспийском море, мировых контейнерных операторов и пополнения собственного торгового флота.
В ближайшее время в порту Курык будет запущен многофункциональный морской терминал «Саржа», на его базе предполагается создать современный терминал по перевалке зерна и масличных культур.
Необходимо учитывать, что транзитные и экспортные возможности Казахстана также зависимы от возможностей инфраструктуры соседних стран. В этой связи в рамках развития коридора ТМТМ участники прорабатывают вопросы сквозного тарифообразования, декларирования грузов, применения единых IT-решений и консолидации транзитных грузов.
Качественная и эффективная инфраструктура остается критически важной для развития международной торговли и экономического роста.
Помимо развития «жесткой инфраструктуры» в Каспийском торговом регионе необходимо устойчивое и последовательное развитие «мягкой» инфраструктуры. Это означает укрепление торговой связанности, включая цифровизацию таможенных процедур и упрощение процедур торговли в целом.
В прошлом году Казахстан совместно с ITC подробно документировал все торговые процедуры по экспорту и импорту в морских портах страны для разработки Торгового информационного портала Казахстана, упрощающего процедуры торговли.
В ходе визита на морские порты были детально изучены и проанализированы практические аспекты различных видов контроля, таких как пограничный, экспортно-импортный, ветеринарный, фитосанитарный, санитарный и транспортный, а также задокументированы пошаговые процедуры импорта и экспорта отдельных видов товаров.
Эта инициатива позволяет совершенствовать «мягкую» инфраструктуру в Каспийском регионе, повысив эффективность торговых процедур через их оптимизацию и выявление узких мест. В конечном итоге взаимная торговля Казахстана со странами-партнерами по Каспийскому региону получит множество плюсов ввиду улучшения торговой связанности.
Сегодня для увеличения объемов грузоперевозок через Каспийское море и беспрепятственной работы транспортно-логистического узла необходимо принять следующие меры:
● Наладить эффективные, бесперебойные и беспрепятственные перевозки для ускорения торговли между государствами с созданием единого цифрового окна. а также ускорит прохождение портовых операций.
● Разработать стратегию расширения в смежных с портовыми операциями секторами, чтобы теснее кооперироваться с грузовладельцами и играть большую роль в глобальной цепочке поставок.
● Улучшить качество логистических услуг, повысить привлекательность и надежность для транзитных грузов из Китая и Европы.
В результате бесшовная транзитная перевозка по Транскаспийскому международному коридору создаст новые возможности для компаний стран ЕС и Центральной Азии и будет способствовать увеличению скорости и качества перевозок.
Автор: Нурлан Кулбатыров, заместитель генерального директора АО «Центр развития торговой политики «QazTrade».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.