Какие проблемы сдерживают развитие гражданской авиации в РК
Одна из основных - дефицит авиатоплива на внутреннем рынке и его высокая стоимостьНа заседании правительства министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев назвал проблемы, которые сдерживают развитие гражданской авиации в Казахстане, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу МИИР.
«Первое - авиатопливо. Одним из основных сдерживающих факторов развития гражданской авиации является дефицит авиатоплива на внутреннем рынке и его высокая стоимость. По этой причине отечественные аэропорты теряют конкурентоспособность перед аэропортами соседних стран в привлечении и обслуживании транзитных компаний, что негативно сказывается на транзитном потенциале Казахстана», - сказал он.
Министр подчеркнул, что из-за нестабильной ситуации на рынке авиатоплива авиакомпании не могут удовлетворить растущую потребность в открытии новых международных рейсов.
«Производственные мощности отечественных НПЗ не покрывают потребность в авиатопливе, в связи с чем приходится импортировать топливо из России. Например, в 2022 году производство авиатоплива составило 648 тыс. тонн, потребление – 806 тыс. тонн, дефицит - 24%. Импортировали из РФ – 158 тыс. тонн», - сообщил глава ведомства.
Марат Карабаев считает, что для системного решения проблемы необходимо увеличить ежегодный объем производства авиатоплива (до 1 млн тонн в год – Ред.). Это позволит исключить дефицит на внутреннем рынке и зависимость от импорта.
«Второе – дефицит высококвалифицированных кадров. В настоящее время в отрасли работают порядка 20 тыс. человек. До 2025 года растет потребность в дополнительных кадрах: ежегодно 500-600 специалистов. В республике действует единственное для отрасли высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров в РК и странах Центральной Азии. Однако выпускники академии не востребованы из-за несоответствия стандартам ИКАО и другим международным требованиям в области подготовки специалистов. Поэтому основные авиапредприятия вынуждены осуществлять подготовку кадров самостоятельно», - сказал министр.
Для решения этого вопроса МИИР совместно с министерством науки и высшего образования прорабатывает вопрос кардинального реформирования системы подготовки кадров для отрасли гражданской авиации с переходом на европейские стандарты, а также приведения процесса обучения передовым стандартам ИКАО.