Эффект от налоговых льгот в Казахстане не оценивается - глава ВАП
Также Наталья Годунова заявила, что задача по преодолению дефицита бюджета решается недостаточно эффективноВыпадающие доходы от налоговых льгот оценочно за 2018-2021 годы составили 30,4 трлн тенге. Об этом сегодня в ходе презентации отчетов правительства и высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за 2022 год сообщила председатель Высшей аудиторской палаты РК Наталья Годунова, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Выпадающие доходы от налоговых льгот оценочно за 2018-2021 годы составили 30,4 трлн тенге, но дело не в том, что государство предоставило 30 трлн для льгот для финансового сектора или для индивидуальных предпринимателей, а в том, что не мониторится, не оценивается эффект от этих льгот: насколько они эффективны, нужно ли их пролонгировать дальше, пользуются ли вообще предприниматели этими льготами. Поэтому сейчас мы вместе разбираемся над этой большой и сложной темой. Думаю, она найдет отражение в проекте Налогового и Бюджетного кодекса», - сообщила она.
Исполнение расходной части бюджета в 2022 году составило 98,6%.
«В прошлом году, отвечая на вопросы СМИ, я говорила, что проблемы освоения у нас давно нет. В этом году эта проблема появилась. Конечно, далеко не в тех масштабах, в каких она была в предыдущие годы. Глава Минфина озвучил, что не освоен 81 млрд тенге. Тем не менее, мы считаем, что без учета корректировок, которые были в декабре на резерв правительства, неосвоение составило бы не 81, а 244 млрд тенге», - уточнила Наталья Годунова.
Конечно, бюджет по-прежнему социально ориентирован, обеспечен чистыми поступлениями на 49%, не исполнено 263 млрд тенге. Неосвоение бюджетных средств без учета корректировок в декабре составило бы 244 млрд тенге.
«Нарушения выявлены всеми органами государственного аудита, они составили 238 млрд тенге, из них ВАП – 38 млрд, ревизионные комиссии на местах – 166 млрд, комитет внутреннего госаудита и службы внутреннего аудита – то есть внутренний аудит самого правительства выявил нарушения на 34 млрд тенге. По сути, эта цифра очень схожа с цифрой нарушений, которую выявила высшая аудиторская палата», - уточнила глава ВАП.
По ее словам, задача по преодолению дефицита и достижению сбалансированности бюджета решается недостаточно эффективно. Формальное соблюдение ненефтяного дефицита обеспечено за счет увеличения его предельного значения при уточнении бюджета. То есть этот процент, который нельзя превышать, подняли с 8,1% до 10,2% к ВВП.
«Соответственно, 8,3% к ВВП находится в том коридоре, который был установлен. Дефицит за счет внешнего заимствования сокращен, причем в 17 раз. Это очень хорошая тенденция, которая нас радует, потому что мы несколько лет говорили о том, что у нас растет внешнее заимствование. Соответственно, там появляются валютные риски», - уточнила она.
По ее мнению, государственный долг находится в безопасных пределах. Предельный уровень - 32% к ВВП к 2030 году. При этом он сложился в размере 24,6% к ВВП - 25,3 трлн тенге.
«Использовано на погашение и обслуживание займов 25% от всех доходов и 16% расходов республиканского бюджета, или 2,9 трлн тенге. Если говорить о 25% всех доходов – мы считаем, что это много. Существует риск увеличения правительственного долга к 2030 году. Ограничение – 27,5% к ВВП к указанному периоду. Эксперты прогнозируют увеличение долга до 49% к ВВП», - подчеркнула Наталья Годунова.
Есть факторы, которые отрицательно повлияли, и даже нивелировали усилия правительства. Это погрешность в макроэкономическом прогнозировании.
Второе – это короткие горизонты бюджетного планирования, отсутствие единого стандартизированного показателя уровня качества жизни в системе государственного планирования, слабая связь между выделяемыми средствами и социально-экономическими результатами, отсутствие единой архитектуры национальной и ведомственной статистики, формирование прогноза социально-экономического развития без оценок влияния факторов на распределение ВВП в периоды пониженного роста качества планирования и освоения бюджетных средств.
Что касается исполнения доходной части бюджета, она исполнена на 100%. Поступления составили 20,1 трлн тенге и выросли на 24%.
Дополнительные поступления за счет налогового и таможенного администрирования. По данным комитета госдоходов Минфина, они выросли на 726,2 млрд тенге, по итогам аудита ВАП подтверждено 590,2 млрд тенге.
По-прежнему имеет место некачественное прогнозирование отдельных параметров налогов в части КПН. Например, прогноз по КПН занижен на 308 млрд тенге (+29%).