Эксперт: Инвестиции Казахстана усиливают транзитный потенциал всей Евразии
Развитие инфраструктуры обеспечит дополнительный запас пропускной способности железных дорог в ответ на рост спросаАО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» планирует развивать свой бизнес и увеличивать объемы транзитных перевозок с опорой на новую инфраструктуру, а также цифровизацию своих бизнес-процессов. О том, какие цели ставит перед собой ОТЛК ЕРА, рассказал генеральный директор Алексей Гром.
Отметим, что ОТЛК ЕРА — оператор железнодорожных контейнерных сервисов, на паритетных началах принадлежащий железным дорогам России, Казахстана и Беларуси. Компания оперирует на транзитных коридорах Китай-Европа и Китай-ЕАЭС.
- Алексей Николаевич, расскажите, как изменился рынок железнодорожного транзита через Казахстан в 2022 году, учитывая геополитическую ситуацию в мире?
- Стратегия, направленная на рост транзита, неизменна. В фокусе - перевозки по направлениям Китай - Европа и обратно. Их доля несколько уменьшилась с 2022 года, но на замену пришли абсолютно новые объемы перевозок. Открылись направления, которые получили очень серьезное развитие во втором полугодии прошлого года. Кратно увеличился объем перевозок из Китая в Россию, прежде всего в московский регион, а также в Беларусь. Развиваются и экспортные маршруты в Китай, например, перевозка минеральных удобрений из Беларуси в Китай транзитом через Казахстан. Мы начинали с нескольких поездов, а сегодня отправляем уже до 100 составов ежемесячно. Подобные грузы никогда не возились по железной дороге в таких объемах.
- Какую долю рынка железнодорожных перевозок занимает ОТЛК ЕРА?
- Наша бизнес-модель предполагает операционную деятельность исключительно в границах ЕАЭС. По итогам прошлого года объем контейнерных перевозок в Казахстане составил около 1,1 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент - условная единица измерения объема контейнерных перевозок). Плюс-минус те же объемы в Беларуси. Что касается нас, то мы в сервисах ОТЛК ЕРА перевезли по территориям Казахстана, России и Беларуси 681 тыс. ДФЭ. Поэтому доля по Казахстану и Беларуси достаточно существенная. По России, где годовой объем контейнерных перевозок составил 6,7 млн ДФЭ, мы занимаем где-то около 11% рынка. Думаю, что и здесь мы в топ-5 крупнейших операторов. Если оценивать в целом трейд Китай-Европа-Китай, то доля нашего коридора в 2022 году составила 87%. В некоторые месяцы прошлого года она доходила до 95%. А в I квартале 2023 года приблизилась к 97%.
- Происходит ли переход на национальные валюты в расчетах с международными клиентами? Меняются ли форматы взаимодействия?
- Здесь следует учесть, что железнодорожная индустрия – стратегическая отрасль и «игра вдолгую». Это касается и инфраструктуры, и технологий, и, в том числе, расчетов. Поэтому ожидать каких-то резких изменений не стоит. Тем не менее тренд по замещению долларов и евро на иные валюты уже заметен. Наши клиенты стали чаще интересоваться и пользоваться возможностью оплаты в тенге, юанях или рублях.
Так, расчеты в рублях выросли на 30%. С казахстанскими компаниями у нас, как правило, ведутся взаиморасчеты в тенге. Растет объем расчетов и в китайских юанях.
- Алексей Николаевич, интересно узнать, как компания прошла через пандемию COVID-19?
- В очередной раз в самые сложные времена железная дорога проявляет свои наиболее важные потребительские и конкурентоспособные качества. Могу сказать, что компания ОТЛК ЕРА за 2020 и 2021 годы практически вдвое увеличила объем перевозок транзита по сравнению с достаточно успешным 2019 годом. В эти годы железная дорога проявила себя как очень ответственный и, пожалуй, самый надежный перевозчик. У железной дороги есть много исключительных конкурентных преимуществ, главными из которых являются надежность, ритмичность, высочайшая степень сохранности грузов в пути следования. Прибавьте к этому конкурентоспособность сервиса и цены - получите ясный ответ, почему клиенты все больше фокусируются на железнодорожных отправках.
- С какими сложностями вы сталкиваетесь при транспортировке грузов?
- Сегодня основная проблема, с которой сталкивается железнодорожный транспорт, исходя из своих потребительских и конкурентных преимуществ, это то, что спрос значительно превышает предложение. Грузоотправитель, грузовладелец понял, что это действительно надежно, долгосрочно и конкурентоспособно, поэтому пошел такой серьезный наплыв заявок.
Одновременно мы видим, какие усилия принимают наши акционеры, например, для расшития узких мест, для увеличения пропускной способности. Если говорить про Казахстан, уже началась укладка вторых путей на участке Достык-Мойынты длиною более 800 км, это существенно повлияет на объем перевозок через Достык. Это, конечно же, развитие терминальной инфраструктуры на погранпереходах Достык и Алтынколь. Казахстан выявил узкие места и инвестирует в расширение пропускной способности железнодорожной сети. То же самое я могу сказать про инфраструктуру России и Беларуси, где сегодня также реализуются масштабные инфраструктурные проекты. Особенно важно развиваться синхронно вместе со своими соседями и партнерами по бизнесу. Нельзя рассматривать отдельный участок, где ты достигаешь максимальных скоростей и пропускной способности, как основополагающий для комплексного маршрута. Если ты имеешь «затык» хотя бы на одном километре на следующих стадиях перевозки – твой, равно как и общий результат, нивелируется. Поэтому интеграция очень важна и при осуществлении текущей деятельности, и при планировании будущих периодов.
- Насколько ОТЛК ЕРА следит за технологическим развитием бизнес-процессов?
- Во многих технологических процессах ОТЛК ЕРА выступает пионером. Потом другие участники перевозок начинают работать в том же режиме. Например, это касается объединения поездов. Скажем, существует график движения поездов - нитки. По этой нитке можно провезти 50 вагонов, а можно 150. Ранее мы с КТЖ согласовали объединение поездов по направлению из Китая в Европу. То есть из трех делали два или из двух - один. В итоге по одной нитке одновременно может проходить гораздо большее количество вагонов. То же самое касается электронного документооборота. Первые пилотные перевозки с электронной подписью или электронной пломбой тоже проводились в рамках сервиса ОТЛК ЕРА.
- Алексей Николаевич, расскажите о планах компании на 2023 год.
- У нас на 2023 год запланирован рост. Задача – преодолеть планку в 700 тыс. ДФЭ по итогам года, получить хороший финансовый результат. Есть планы по повышению уровня цифровизации перевозок. Будем, как и прежде, стремиться оставаться в лидерах как по качеству сервиса, так и по снижению сопутствующих издержек.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.