Экономический рост зависит от цены на нефть, а не параметров бюджета
За последние 10 лет показатели госбюджета увеличились более чем в три разаВ Аналитическом центре Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представили обзор состояния государственных финансов РК за последние десять лет.
Ключевые тенденции
За последние 10 лет показатели госбюджета Казахстана увеличились более чем в три раза: доходы выросли с 6,4 трлн в 2013 году до 20,2 трлн в 2022 году, расходы – с 6,9 до 21,5 трлн, дефицит углубился с 0,7 до 2,2 трлн.
При этом динамика экономического роста в стране сильнее коррелирует с изменением цен на нефть (коэффициент корреляции – 0,73), а не с растущими параметрами бюджета.
Расширяющийся дефицит бюджета покрывается за счет госзаимствований: объем госдолга вырос в 5,7 раза за 10 лет, что приводит к увеличению расходов на его погашение и обслуживание (рост более чем в 6 раз, до 3,2 трлн тенге в 2022 году против 0,5 трлн тенге в 2013 году).
Приоритет в инструментах финансирования дефицита бюджета (за исключением 2015–2016 гг.) отдается ГЦБ, объем которых вырос с 3,6 трлн тенге в 2013 году до 14,2 трлн тенге в 2022 году.
Ставка вознаграждения по ГЦБ также демонстрирует рост, особенно заметный в 2022 году (+180 б.п.) на фоне стремительного роста инфляции и повышения базовой ставки.
На покрытие расходов госбюджета также используются средства Национального фонда РК: за последние 10 лет было изъято 65% всех поступивших доходов (всплеск суммы поступлений в 2015 году был связан исключительно с переходом к плавающему курсу нацвалюты).
Тенговый объем средств Нацфонда продолжает поддерживаться ослаблением обменного курса, тогда как валютные активы заметно снижаются (-22% за 7 лет). Это связано как с их продажей для обеспечения трансфертов в бюджет, так и с последними негативными изменениями на финансовых рынках (переоценка акций, облигаций).
Между тем Нацбанк исторически поддерживает базовую ставку на достаточно высоких уровнях, что, однако, не в полной мере способствует снижению денежной массы и инфляции в экономике, но может тормозить экономический рост.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития РК, в 2023–2025 гг. наблюдаемые тенденции будут продолжены: к 2025 году дефицит госбюджета углубится до 3,9 трлн тенге, госдолг увеличится на 42%.
При стабильно высоком уровне изъятий (свыше 4 трлн тенге с 2020 г.) объем активов Нацфонда во многом будет зависеть от дальнейшего развития ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках.
Резюме
Последние 10 лет подряд расходы госбюджета страны превышают его доходы, даже с учетом регулярных трансфертов из Нацфонда. Основной целью постоянного увеличения объема расходов служит поддержание экономического роста и благосостояния казахстанцев.
Между тем рост экономики страны в большей степени зависит от динамики нефтяных котировок, так как экономика остается экспортно ориентированной, а существенный вклад в ВВП вносят компании, занимающиеся разведкой, добычей и транспортировкой нефти.
В то же время бюджетная политика остается стимулирующей, требуя дополнительного финансирования госбюджета за счет наращивания госдолга и изъятий из Нацфонда. Причем в совокупности с периодической негативной переоценкой финансовых инструментов в портфеле суверенного фонда эти изъятия препятствуют увеличению его активов (до 100 млрд долларов к 2030 г.).
Между тем Нацбанк после перехода к инфляционному таргетированию в 2015 году проводит преимущественно сдерживающую монетарную политику, удерживая базовую ставку выше инфляции, стимулируя экономических агентов больше сберегать, нежели тратить. Однако для эффективной борьбы с инфляцией этого недостаточно из-за существенного вклада немонетарных факторов в рост цен (в частности, высокой импортозависимости).
Согласно обновленному Прогнозу социально-экономического развития РК, в среднесрочной перспективе указанные тенденции сохранятся. Углубление дефицита бюджета будет требовать дополнительных госзаимствований, обслуживание которых будет сохраняться высоким, следуя за траекторией базовой ставки.
Между тем в актуальном рейтинговом действии (улучшен прогноз по суверенному рейтингу страны) эксперты S&P отметили, что ослабление внешней позиции (включая сокращение активов Нацфонда на фоне стабильного или растущего внешнего долга) и увеличение бюджетного дефицита могут привести к понижению кредитного рейтинга страны.
Соответственно, продолжение реализации правительством стимулирующей, а Нацбанком – сдерживающей политик может привести к качественному и количественному ухудшению макроэкономических показателей в условиях разрастающихся рисков рецессии в мировой экономике, а также снизить привлекательность РК для зарубежных инвесторов (сокращение притока иностранного капитала).