В Казахстане перестали регулировать 376 наименований лекарств
К 2026 году планируется оставить госрегулирование цен только на препараты, закупаемые в рамках ГОБМП и ОСМСДиректор департамента финансовых рынков и иных отраслей Агентства РК по защите и развитию конкуренции Мира Туякбаева на XIV Международном евразийском фармацевтическом форуме сообщила, что с 10 января 2023 года в Казахстане уже не регулируют цены на 376 наименований лекарственных средств, продаваемых в аптеках. В их числе — гомеопатические препараты, БАДы, витамины и лекарства для лечения несложных заболеваний, сообщает пресс-служба АЗРК.
Агентство вошло в систему ценообразования в качестве сорегулятора в конце 2020 года в разгар пандемии короновирусной инфекции, которая обнажила проблемы на фармрынке. По поручению главы государства перед Минздравом и АЗРК была поставлена задача обеспечить сбалансированное регулирование цен на лекарственные средства с пресечением антиконкурентных действий участников фармацевтического рынка. Работа в данном направлении продолжается и сегодня.
«АЗРК были приняты оперативные меры, которые позволили снизить негативные последствия пандемии. Инициировано внесение изменений в Порядок ценообразования, введен особый порядок формирования предельных цен на лекарственные препараты, используемые для лечения коронавирусной инфекции, где была исключена маркетинговая составляющая. Помимо этого, сокращена необоснованная наценка на лекарственные препараты в виде маркетинговых расходов с 50 до 30%; снижена наценка в оптовой реализации с 10-21% до 5-10,5%, в розничной реализации с 55% до 20%. В результате принятых антимонопольных мер реагирования цены на медицинские маски были снижены более чем в три раза, на ПЦР-тесты – в два раза», - резюмировали в антимонопольном ведомстве.
В качестве системных мер в рамках проводимой работы по совершенствованию регулирования цен на лекарственные средства в январе 2022 года внесены необходимые для либерализации рынка изменения в Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» в части порядка формирования и утверждения проекта перечня лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию для оптовой и розничной реализации.
«АЗРК выступает за конкурентное ценообразование, поэтому мы инициировали поэтапное дерегулирование. Но, учитывая социальную важность фармацевтического рынка, к данному вопросу надо подходить комплексно, принимая во внимание уровень развития конкуренции, наличие дженериков и так далее», - отметила Мира Туякбаева.
В рамках реализации Концепции защиты и развития конкуренции до 2026 года АЗРК совместно с министерством здравоохранения утвердили План мероприятий (дорожные карты) по развитию конкуренции в сфере здравоохранения, на рынке транспортировки и хранения лекарственных средств.
«В разработке мероприятий дорожных карт активно участвовало бизнес-сообщество, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех за проделанную работу», - подчеркнула Мира Туякбаева.
В Плане мероприятий по развитию здравоохранения конкретно обозначены этапы дерегулирования. Так, в этом году АЗРК совместно с министерством здравоохранения приступили к первому этапу дерегулирования, который включил 376 наименований безрецептурных препаратов, имеющих более трех ТН в рамках одного МНН, имеющих более трех производителей ТН в рамках одного МНН. Второй этап запланирован на 2023-2024 годы – это все остальные безрецептурные препараты в коммерческом сегменте (в I квартале 2023 года планируется определение критериев ЛС), и финальный третий этап 2024-2025 годы – подразумевает дерегулирование уже рецептурных препаратов в коммерческом сегменте.
К 2026 году планируется оставить государственное ценовое регулирование только на ЛС, закупаемые в рамках ГОБМП и ОСМС, что соответствует международной практике. Казахстан является единственной страной, которая регулирует цены на все препараты. Если сравнивать с другими партнерами по ЕАЭС, то в Беларуси регулируются только препараты, применяемые для лечения онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, в Кыргызстане – препараты для лечения COVID-19, в России регулируются только жизненно необходимые и важные лекарства, в Армении отсутствует госрегулирование. Наряду с этим до сих пор открытыми остаются ряд проблемных вопросов.
«Процедура формирования предельных цен остается непрозрачной как для госорганов, так и для бизнеса. Действующее правовое поле регулирования цен не позволяет проверить как цену закупа у производителя, так и цены в референтных странах и определить объективность регистрируемой цены производителя ввиду отсутствия соответствующих баз данных», - отметила Мира Туякбаева.
С другой стороны, множество вопросов поднимается представителями бизнеса по срокам утверждения предельных цен, некорректного формирования предельных цен на лекарственные средства, затяжной период первичной регистрации цен на новые препараты. Все это задерживает выход на рынок препаратов, ведет к увеличению затрат.
«Урегулировать данные вопросы предполагается в рамках исполнения Плана мероприятий, где предусмотрены действия по оптимизации, цифровизации и интеграции бизнес-процессов входа лекарственных средств на рынок, совершенствованию методологии ценообразования с учетом международного опыта, устранение административных барьеров и др.», - заключила Мира Туякбаева.