Бюджет «обезжирят»: возрастут ли риски госдолга
Три прогнозных сценария составили аналитикиСо следующего года государственную казну в Казахстане начнут «обезжиривать» от поступлений из Национального фонда, то есть трансферты из «копилки» в бюджет будут изымать согласно новому правилу – с учетом цены отсечения за баррель нефти на уровне 48,9 долларов в 2023 году, 42,2 долларов и 40,3 долларов - в 2024 и 2025 годах соответственно. Свои прогнозы относительно того, как это отразится на параметрах бюджета и долговой нагрузке на него, дали в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА).
«Трансфертная часть доходов бюджета ощутимо снизится после рекордных показателей 2020–2022 годов (4,5–4,8 трлн тенге), при этом бюджетные расходы в номинальном выражении увеличатся на 15% в 2023 году и на 4% в 2024-м. К 2025 году расходы бюджета вырастут еще на 5% и составят 27,7 трлн тенге.
На период до 2025 года определены параметры республиканского бюджета, а также гарантированные трансферты из Национального фонда РК на 1,9–2,2 трлн тенге и целевые трансферты на 2023 и 2024 годы в размере 1 и 0,4 трлн тенге соответственно», - приводят цифры в Агентстве.
Баланс бюджета, в котором урезаются поступления «подушки безопасности», зависит от динамики доходов нетрансфертной части бюджета: налоговых и неналоговых доходов. По оценкам АКРА, к концу 2022 года ожидаемый рост нетрансфертных поступлений в номинальном выражении должен составить около 33% — крупнейший показатель за десятилетие. Во многом это связано с повышенной инфляцией, отчасти — с реализацией отложенного эффекта динамики экономической активности в 2020–2021 годах.
На дальнейшую траекторию изменения объема нетрансфертных поступлений будет будут влиять темпы роста экономики, инфляционных волн, отложенного эффекта от решений в области налоговой политики (налоговых каникул, структуры налогового режима) и качества организации процесса налогообложения.
АКРА рассматривает три сценария возможной динамики нетрансфертных доходов госбюджета в 2023–2025 годах:
– оптимистический, предполагающий увеличение нетрансфертных доходов на 20% в год в продолжение текущего тренда повышенных темпов роста;
– базовый с ежегодным повышением доходов в среднем на 13% с учетом средних темпов роста за последнее десятилетие;
– консервативный, при котором темпы роста составят в среднем 6% ежегодно, исходя из самого низкого показателя за последние десять лет (без учета 2015 года, когда наблюдалось сокращение доходов, и пандемийного 2020 года с ростом показателя на 1%).
В зависимости от сценария результаты исполнения бюджета в 2023–2025 годах варьируются от внушительного дефицита до профицита. Базовый сценарий с ростом нетрансфертных доходов на 13% в год выводит бюджет на близкий к сбалансированному уровень в 2024–2025 годах.
Что может произойти с госдолгом Казахстана?
В рамках трех сценариев, поясняют эксперты, можно проследить разные траектории формирования потребности Казахстана в финансировании бюджета и потенциального роста госдолга в номинальном выражении. На конец 2025 года разбежка по величине государственного долга страны составляет от 12 трлн тенге до сокращения даже в номинальном выражении.
В первых двух сценариях отношение госдолга к ВВП сохраняется на умеренном уровне (20–25% ВВП) и приближено к текущим 24%. Оптимистический сценарий предполагает значительное сокращение госдолга к ВВП к 2025 году.
«Стоит учесть, что бюджетная политика Казахстана, скорее всего, не будет ориентирована на снижение номинального госдолга, поскольку такого рода решение не рассматривается как таргет экономической политики при умеренном уровне госдолга. Более вероятен перерасчет иных параметров: расходов, трансферта из НФРК или обоих показателей с учетом бюджетного правила, начинающего действовать с 2023 года», - подчеркивают в Агентстве.
С учетом всех факторов, подытоживают аналитики, можно сделать вывод, что на период до 2025 года даже в худшем из рассматриваемых сценариев госдолг Казахстана относительно ВВП не подвержен риску существенного увеличения. Скорее всего, он зафиксируется на уровне, несколько выше или ниже текущего.