Собственные торговые марки – новый тренд потребительского рынка
По данным NielsenIQ Kazakhstan, доля отечественных торговых марок невысока, но растет двузначными-трехзначными темпамиТекущую ситуацию и тенденции в сфере потребительского рынка, экономики и медиапотребления Казахстана обсудили участники Регионального рекламного форума RAF-2022 в Алматы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Менеджер по работе с ретейлерами NielsenIQ Kazakhstan Альбина Амангельдиева рассказывает, что в 2022 году казахстанский покупатель еще более встревожен, чем во время пандемии, из-за эскалации конфликтов в мире и январских событий. При этом, по словам спикера, покупатели чувствуют себя финансово лучше, чем во времена COVID-19, возможно, потому что стали более осознанно следить за своими расходами.
«В июле 2022 года инфляция официально составила 15%. Согласно нашим данным, по основным группам товаров инфляция в целом равнялась 20-30%. При этом нашумевший сахар реально вырос на 80%, и это было связано не только с дефицитом», – делится Альбина Амангельдиева.
Инфляция очень быстро отразилась на покупателях, добавляет спикер. Более 60% из них отмечают, что следят за ценами, а 95% – в курсе, что цены на продукты растут. Вдобавок Альбина Амангельдиева привела данные, что здоровье все меньше волнует людей, а кредиты и займы беспокоят все больше по сравнению с прошлым годом.
«Если во время предыдущих кризисов покупатель отказывался от излишеств и переходил на более дешевые товары, то сейчас потребитель обратился к стратегии сравнивания цен (49% в 2022 году против 38% в 2016-м), специально ищет акционные предложения, также в целом падает лояльность к брендам. За время пандемии покупатель очень сильно соскучился по экспериментам», – замечает спикер.
По словам Альбины Амангельдиевой, половина казахстанцев сообщают, что не имеют никаких сбережений в принципе, даже минимальных.
Спикер также обращает внимание на то, что Казахстан вступил в новую эру онлайн-покупок, так как темпы роста стабилизировались и пришли к темпу роста офлайн-покупок (около 25%). Онлайн-покупки были импульсивными, а стали регулярными, поясняет Альбина Амангельдиева. Раньше драйверами онлайн-сектора были непродовольственные группы товаров, а теперь покупатели переключаются на онлайн-покупки из-за категории свежих продуктов: фруктов, овощей и молочных изделий.
«Собственные торговые марки – это новый тренд на рынке. Они растут в 2 раза быстрее, чем известные бренды. Их доля от общих продаж невысока, около 2%, но они растут двузначными-трехзначными темпами в связи с тем, что в Казахстане не было большого предложения. Все ретейлеры сейчас их активно развивают. Это соотношение цены и качества для покупателей, и это что-то новое», – резюмирует спикер.
Александр Емельянов, iTRAM-директор TNS Central Asia (Kantar), отмечает, что потребление интернета в Казахстане в 2022 году выросло по сравнению с прошлым годом в среднем со 178 до 200 минут в день. Потребление телевидения и радио в 2022 году практически не изменилось с прошлого года и составило в среднем 109 и 26 минут в день, соответственно.
В использовании медиаканалов особых изменений не произошло: телевидение – 56%, интернет – 81%, радио – 20% и пресса офлайн – 4%. Онлайн и офлайн видеоформат остается лидером по потреблению и составляет 71% в 2022 году (аудио – 30% и принт – 7%).
По словам спикера, реклама в основном привлекает внимание респондентов по телевидению (41%), будучи наружной (40%) и в интернете (36%). Пользователи больше всего доверяют рекламе по телевидению (18%) и в интернете (16%) и меньше – наружной рекламе (12%), радио и прессе (по 4% соответственно).
Эксперт по финансово-экономическим вопросам Айдархан Кусаинов уверен, что сегодня экономика Казахстана крайне нестабильна. «Мы имеем несбалансированный валютный рынок, который за уши удерживается государством. У нас есть инфляционная спираль, которая, по-видимому, не закончится. И потенциала роста экономики у нас сегодня нет, потому что внешний фон плохой, а цены на нефть упадут. А самое главное – раскачать потребление сейчас очень трудно: трехлетний цикл повышения зарплаты бюджетникам закончился. С одной стороны, ее невозможно постоянно увеличивать, а с другой – когда вы повышаете зарплату, вы раскачиваете инфляцию. На самом деле об этом инструменте уже можно забыть, а других - нет», – считает спикер.
Эксперт утверждает, что во всех сценариях ожидается стагнация или рецессия, падение потребительской активности, а также рывок инфляции до уровней свыше 20%. Однако спикер подчеркивает, что эта ситуация продолжается давно и уже привычна. Айдархан Кусаинов также полагает, что «январь» сделал хорошую прививку от массовых волнений в народе.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.