Что надо знать экспортерам
Для казахстанских производителей проводят тренинги, участники которых могут узнать подробнее о мерах поддержки и особенностях зарубежных рынковКак подготовить свою компанию к экспорту продукции, какие сертификаты необходимы, на что надо обратить внимание. Об этом представителям казахстанского бизнеса рассказали на специальных курсах, разработанных Международным торговым центром совместно с АО «QazTrade» и финансируемых Европейским союзом в рамках проекта Ready4Trade Центральная Азия. Проводятся курсы в разных городах. Например, в Таразе курсы прошли 17-18 октября 2022 года. О самих тренингах, программе рассказала Айнур Амирбекова, PhD, директор Департамента международной интеграции АО «Центр развития торговой политики» QazTrade» - координатор проекта Ready4Trade Центральная Азия.
- Айнур, как вы оцениваете сейчас ситуацию на нашем рынке после пандемии коронавируса, на фоне геополитических вопросов?
- Прежде всего нужно отметить, что во время недавней встречи президента Токаева с представителями бизнес-сообщества глава государства заявил, что власти страны особое внимание уделяют поддержке предпринимательства: «Мы будем развивать малый и средний бизнес, взращивать новую волну предпринимателей, поощрять разработку свежих идей, новых смыслов». Малое и среднее предпринимательство в любой стране мира является основным драйвером экономики и донором доходной части бюджета. И, что немаловажно, самым крупным работодателем. В Казахстане была поставлена цель – значительно нарастить за ближайшие три десятилетия долю МСБ в валовом продукте стране, доведя ее с сегодняшних 35% до 50% к 2050 году.
- О том, что компаниям необходимо выводить свою продукцию на зарубежный рынок говорили неоднократно. Да и разные меры господдержки предлагались. Сейчас как обстоят дела? Можно ли говорить о значимых результатах?
- Это очень важный вопрос, так как особое внимание уделяется стимулированию роста экспортно ориентированных производств, которые в силу наращивания собственной конкурентоспособности на зарубежных рынках де-факто подтягивают до своего уровня качество производимых товаров в целом другими компаниями, работающими исключительно на внутренний рынок. Поэтому, собственно, во всех странах мира уделяется огромное внимание поддержке малых и средних предприятий, стремящихся вывести свою продукцию на внешние рынки.
В Казахстане этот вопрос находится на особом внимании правительства. Сегодня в стране экспортерам предлагается около трех десятков различных финансовых и нефинансовых инструментов государственной поддержки. В их числе и предназначенные для предпринимателей, только начинающих свои шаги на внешние рынки и изучающих особенности международной торговли.
- Новые рыночные условия требуют и новых знаний бизнес-сообщества. Что предпринимается в этом направлении?
- На наш взгляд, на нынешнем этапе огромную роль играют образовательные программы. Ведь даже если компания хочет выйти на внешние рынки, но не знает азов работы вне внутреннего рынка, то можно ожидать нулевого результата. Сейчас активную работу ведет уполномоченный оператор по сервисной поддержке экспортеров – компания QazTrade. Ее работа заключается в повышении уровня знаний бизнесменов о том, как вести внешнеэкономическую деятельность, выходить на экспорт и конкурировать на зарубежных рынках, Компания предлагает отечественным товаропроизводителям бесплатные курсы по различным нюансам экспортной деятельности. Причем обучение проводят как высококвалифицированные эксперты компании, так и иностранные специалисты, квалифицирующиеся на особенностях рынков отдельных стран.
С 2019 года, тесно взаимодействуя с бизнесом, готовым выйти на экспорт или активно поставляющим продукцию на внешние рынки, мы отмечаем, что для многих нехватка компетенций и знаний в области ВЭД является сдерживающим фактором в выходе на зарубежные рынки. Процесс экспорта непрост, сопряжен с различными барьерами и требованиями на внешних рынках. Эти факторы зачастую не дают руководителям казахстанских предприятий решиться на экспорт своих товаров и услуг. Для нас обучение экспортеров стало одним из ключевых инструментов нефинансовой поддержки, спрос на который среди бизнеса растет ежегодно, отмечает Айнур Амирбекова.
- Какие еще меры в рамках образовательных программ вы предпринимаете для поддержки бизнеса?
- В 2020 году компания запустила Программу экспортной акселерации. Она направлена на подготовку и продвижение компании на внешние рынки и включает, в первую очередь, обучение основам ведения бизнеса на приоритетных рынках, экспортной стратегии, подготовке маркетинговой кампании и др.
За два года участниками программы стали 326 компаний, которые прошли более 60 курсов подготовки выхода на рынки ЦА, ближнего зарубежья, Китая.
Большой популярностью у бизнеса пользуется практикум «Умный экспорт». Слушатели смогли повысить свою компетенцию в части ведения экспортной деятельности посредством обучения на примерах практических кейсов и их решений.
В конце сентября был запущен образовательный портал, созданный в рамках проекта Программы Ready4Trade - Центральная Азия при финансовой поддержке Европейского союза. Он стал результатом активной совместной работы экспертов Международного торгового центра, QazTrade и государственных органов по сбору информации по основам международной торговой деятельности, особенностям экспорта, международным требованиям качества и соответствия. Вся информация систематизирована по отдельным курсам и удобна в освоении представителями малого и среднего бизнеса.
Все обучающие материалы размещаются на сайте qaztradeacademy.kz. Один из блоков портала также демонстрирует краткие видеоинструкции об экспортных процедурах. Кроме того, летом этого года был запущен Kazakhstan Trade Portal, где размещается пошаговая информация по ВЭД: особенности экспорта того или иного продукта, пересечения границ, транзита и т.п. Информация представляется представителям бизнеса бесплатно и доступна на сайте tradeinfo.kz.
- Многие компании стремятся выйти на экспорт? Как им в этом помогают образовательные программы?
- Зачастую у бизнеса не хватает навыков и знаний по вопросам внешней торговли. В связи с этим необходимо создание условий для конкурентоспособных экспортеров, готовых меняться под запросы больших рынков. Для этого нужно, чтобы открытие или расширение бизнеса всегда было нацелено на экспорт. У всех бизнесменов должно быть четкое понимание того, куда они будут экспортировать и какие технологии необходимы для этого. В данной связи приоритетным является обучение этому начинающих предпринимателей, создание и развитие необходимой инфраструктуры для быстрого старта и расширения экспорта. Это именно тот инструмент, который нужен бизнесу на стадии его становления и развития. Трудно переоценить важность и действенность образовательных программ. Сейчас нами ведется активная работа над подготовкой новых учебных программ, которые помогут выстроить бизнес посредством различных мер от идеи до экспортных контрактов. Разрабатываются пошаговые инструкции по получению различных сертификатов и документов для экспорта, способы по встраиванию в мировые производственные цепочки и т.п. В скором времени мы начнем наполнять библиотеку качественными знаниями QazTrade Academy. Хотелось бы отметить обширную обучающую информацию, представленную на нашем портале QazTradeAcademy.kz.
- Расскажите, пожалуйста, более подробно о проекте «Ready4Trade Central Asia».
- Проект «Ready4Trade - Central Asia», финансируемый Европейским союзом и реализуемый Международным торговым центром (МТЦ) в сотрудничестве с АО «QazTrade», был запущен в первой половине 2020 года. Проект рассчитан на 4 года и направлен на оказание поддержки в развитии внутрирегиональной и международной торговли в пяти странах Центральной Азии. Реализация данного проекта поможет повысить прозрачность трансграничных требований, устранить нормативные и процедурные барьеры торговли, усилить возможности предприятий соблюдать торговые формальности и стандарты, а также улучшить трансграничную электронную коммерцию.
Официальное мероприятие по запуску обучающей программы в рамках проекта «Ready4Trade - Центральная Азия» прошло 19 сентября 2022 года.
- Какую роль в экспортоориентированности компаний сыграют обучающие курсы?
- На данный момент на основе методологии МТЦ разработано 64 обучающих курса, которые покрывают 15 актуальных для экспортеров тем по 4 направлениям - Правила торговли, Экспортные процедуры, Требования рынка ЕС, Стандарты качества и соответствия. Учебные программы адаптированы к условиям страны и отвечают непосредственным потребностям в обучении казахстанских представителей малого и среднего бизнеса.
Курсы в рамках учебной программы представлены в двух удобных форматах: электронные онлайн-курсы и очные офлайн-семинары. Онлайн-курсы доступны для прохождения на электронной учебной платформе QazTradeAcademy.kz. По окончании курса и сдачи теста выдается сертификат о прохождении определенного курса.
Также проходят выездные семинары под руководством обученных и опытных тренеров. Плюсы офлайн-формата включают в себя получение немедленной обратной связи, обмен опытом, а также возможность для нетворкинга.
- В рамках образовательных программ проводите ли вы выездные семинары?
- На сегодняшний день уже были проведены семинары в Шымкенте, Астане, Уральске, Актобе, Алматы, Таразе и Кызылорде. Курсы прошли около 100 компаний, а также представители ассоциаций и консультанты по осуществлению экспортной деятельности. До конца текущего года планируется проведение семинаров в других регионах.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.