В 2022 году ВВП Казахстана вырастет на 3% - S&P
Влияние российско-украинского конфликта на темпы роста экономики умеренное, считают в агентствеВ международном рейтинговом агентстве S&P Global Ratings ожидают, что темпы экономического роста в Казахстане замедлятся с 4,1% в 2021 году до 3% в 2022-м. Об этом говорится в аналитическом отчете «Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Казахстан», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz
«В основном это связано со стагнацией добычи нефти и влиянием высокой инфляции на потребление. Рост экономики составил примерно 3,3% в годовом исчислении за январь-июль 2021 года. Этому способствовал сильный рост в секторе строительства, коммуникаций, торговли, транспортном и IT-секторах, а также обрабатывающей промышленности», - говорится в сообщении рейтингового агентства.
Отмечается, что государственные меры стимулирования экономического роста продолжают реализовываться с 2019 года и включают увеличение расходов на проекты развития, оборону, заработную плату, социальное обеспечение и образование.
«Ожидаем, что в течение следующих трех лет рост экономики (Казахстана - Ред.) будет составлять чуть менее 4% в год. Ключевым фактором, поддерживающим этот рост, станет расширение нефтяного Тенгизского месторождения, которое будет способствовать значительному увеличению объемов добычи нефти», - считают аналитики S&P.
В агентстве предполагают, что влияние российско-украинского конфликта на темпы экономического роста в Казахстане и его банковский сектор пока что «было умеренным».
«Однако Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана и основным поставщиком товаров и услуг. На долю российского импорта приходилось около 35% общего объема импорта Казахстана в первом квартале 2022 года, а экспорт в Россию составляет около 9% совокупного объема экспорта. Запреты на экспорт сахара и зерна, введенные РФ, и снижение курса тенге к российскому рублю привели к резкому повышению цен на продукты питания в РК. Это спровоцировало инфляцию на уровне 15% по состоянию на июль, в годовом исчислении», - говорится в сообщении.
Вторичное влияние санкций, введенных в отношении России, также может создать трудности для местных торговых компаний, ведущих деятельность в определенных секторах, считают аналитики агентства. «Хотя мы понимаем, что в реальности объемы торговли, вероятно, увеличились, учитывая свободное движение товаров, услуг и рабочей силы между странами», - предполагают аналитики.
Уровень доходов населения в Казахстане остается «относительно низким в международном контексте».
Эксперты предполагают, что в этом году более высокие цены на нефть должны обусловить профицит счета текущих операций впервые с 2014 года.
«Сильные показатели платежного баланса будут частично нивелированы чистым оттоком по счету первичных доходов, вызванным репатриацией прибыли от прямых иностранных инвестиций (ПИИ), связанных с нефтедобывающими активами. Ожидаем, что снижение цен на нефть и рост импорта обусловят возвращение к дефициту счета текущих операций в среднем на уровне чуть менее 2% ВВП в 2023–2025 годах», - уверены аналитики.
По мнению агентства, Казахстан занимает сильные позиции как внешний нетто-кредитор, и совокупные потребности во внешнем финансировании будут оставаться ниже 100% поступлений по счету текущих операций и золотовалютных резервов.
«Казахстан является внешним нетто-кредитором и не слишком зависит от притока капитала от нерезидентов для финансирования экономического роста. Мы ожидаем, что к концу 2022 года чистый внешний долг РК может составить 27% ВВП», - предполагают в рейтинговом агентстве.
Аналитики напоминают, что объем резервных активов Национального банка РК немного уменьшился - с 34 млрд долларов в конце 2021 года до около 33 млрд долларов в июле 2022 года. Около двух третей резервов составляет золото.
«По нашим прогнозам, объем совокупного государственного долга вырастет с 22% ВВП по данным на конец 2019 года до 31% ВВП к концу 2022 года в связи с
увеличением потребностей в финансировании и ослаблением тенге. Около 40%
государственного долга представлено внешними обязательствами, номинированными в
иностранной валюте, около 60% из них являются коммерческими, а остальное в основном
приходится на международные кредитные организации», - отметили в рейтинговом агентстве.