У Китая и ЕС высокий интерес развивать Транскаспийский коридор

Инвестиции из Азии и Европы помогут реализовать его потенциал, считает эксперт KPMG Caspian Тимур Кожахметов

Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или Middle Corridor, который проходит из Китая в Европу через территорию Казахстана, Азербайджана и Грузии может стать эффективным торговым коридором для транспортировки товаров и энергоносителей. Такое мнению корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz высказал Тимур Кожахметов, старший консультант практики управления цепочками поставок KPMG Caspian.

«Санкции, которые наложены на Россию и Беларусь они надолго, а значит, Северный торговый маршрут откроется не скоро. Эта ситуация серьезно повышает потенциал Транскаспийского маршрута. Причем мы видим большой интерес к этому торговому коридору не только китайских политиков, которые активно реализуют глобальную инициативу «Один пояс» по возрождению Шелкового пути, но и европейских. О важности Транскаспийского маршрута говорит встреча в Баку председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен и президента Азербайджана Ильхама Алиева в июле этого года. Можно отметить встречу в Брюселе членов комитета по транспорту и туризму Европарламента с представителями Қазақстан темір жолы» - говорит Тимур Кожахметов.

Казахстан и Азербайджан, как главные заинтересованные стороны в развитии транскаспийского транзита делают для этого конкретные шаги. 23 августа текущего года АО «НК «Қазақстан темір жолы» и ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» заключили меморандум о сотрудничестве в области логистики и реализации совместных проектов в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута, для повышения транзитного потенциала двух стран. В КТЖ оценили потенциал перевозок казахстанских грузов по ТМТМ в 4 млн тонн в год. Ранее Европейский банк реконструкции и развития заявил о планах инвестировать 50 млрд тенге в облигации КТЖ. Средства пойдут на повышение устойчивости компании и модернизацию альтернативного Северному грузового маршрута из Азии в Европу через Каспий.

Эксперт отмечает, что самым главным вызовом для реализации этих планов и потенциала ТМТМ в целом, будут инвестиции в подвижной состав, транспортную и логистическую инфраструктуру, в том числе в морских портах на Каспии. Речь идет о миллиардах долларов.

«По уже доступным данным, виден рост по основным показателям, таким как перевалка ДФЭ (двадцатифутовый контейнер), количество грузовых фур, проезжающих через порты Актау и Курык растет. Ожидается, что рост продолжится. Бизнес быстро переориентируется, потому что логистика критична, время дорого. Правительства и руководители Казахстана и Азербайджана, как наиболее заинтересованных в развитии и повышении популярность маршрута, также подчеркивали необходимость уделять особое внимание развитию портов на Каспийском море. Здесь и переходим к части необходимости инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру и увеличение морского торгового флота. В настоящий момент транспортировка грузов через Каспийское море идет в основном за счет азербайджанских судов. Для удовлетворения высоких требований Европейских стран к качеству и безопасности товаров необходимо строительство складов класса А. Важно сократить сроки прохождения грузов таможенного досмотра. Значительные задержки отмечаются на таможенных переходах Достык и Хоргос» - отмечает эксперт.

Тимур Кожахметов, говоря о большом потенциале к ТМТМ, сообщил, что на Каспии ожидается десант компаний, которые занимаются глобальными морскими перевозками. Это сингапурская PSA Group, датская Maersk и швейцарская MSC.

Напомним, сегодня в рамках официального визита в Азербайджан президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и президент Азербайджана Ильхам Алиев провели переговоры. По их результатам подписано 10 документов, в том числе принята Декларация об укреплении стратегических отношений.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤