Урожай подсолнечника в РК может составить более 1 млн тонн
Председатель ОЮЛ «Национальная ассоциация переработчиков масличных культур» Ядыкар Ибрагимов о ситуации на рынкеПо данным Национальной ассоциации переработчиков масличных культур, валовой сбор семян подсолнечника в текущем году может составить около 1,1 млн тонн, при условии, что будет хорошая погода в период уборочных работ. Учитывая фактическое количество среднемесячных осадков, посевные площади, среднегодовую урожайность (без учета засушливых сезонов), а также мониторинговые данные, сделана предварительная оценка валового сбора семян подсолнечника. Это действительно, хорошая тенденция для отечественных сельхозтоваропроизводителей. Однако этого объема недостаточно, чтобы покрыть внутренние потребности. На сегодняшний день перерабатывающие мощности подсолнечника составляют более 3 млн тонн против ожидаемых 1,1 млн тонн семян.
Таким образом, в новом 2022/23 сезоне предприятия по переработке маслосемян снова столкнутся с дефицитом, так как спрос более чем в 3 раза превышает предложение. Здесь в определенной степени нам поможет импорт из России. Однако профильным министерствам нужно учитывать ситуацию на мировом рынке, в частности, например в Украине, которая является лидером по производству семян подсолнечника, где большие риски не получить урожай ввиду продолжающейся военной обстановки. Плюс к этому добавляется засуха в Европе, которая также скорректировала оценку сбора масличных культур в сторону понижения, а также сокращение производства оливкового масла (по предварительным оценкам - 10-11%).
В этой ситуации нужно минимизировать возможные риски и предпринимать меры по сдерживанию вывоза сырья. К примеру, последствия от ранее принятых решений в поддержку вывоза пшеницы из Казахстана привели к росту цен на муку, например, фактические цены в период январь-апрель 2022 года на розничных рынках Алматинской области составляли 10000 тенге/50 кг, июнь-июль – 15500-16500 тенге/50 кг, рост составил +55-65%. Причина – рост цен на пшеницу более чем на 40%, триггером которого послужили решение нашего правительства о поддержке экспорта сырья и недостоверные статданные о его наличии. Как говорится, факты сами говорят за себя. Если мы не хотим повторения данной ситуации, необходимо все-таки предпринимать шаги в сторону переработки.
Теперь рассмотрим факторы формирования цены на готовую продукцию, например, на растительные масла:
1. Фундаментальный фактор как спрос и предложение на мировом рынке. Если в портах поднимается цена на растительные масла, то однозначно будут подниматься экспортные цены подсолнечного масла и в РФ, так как более 80% этого продукта реализуются через порты. В этом случае российские поставщики поднимут цены для стран Центральной Азии, причем Россия является основным поставщиком масложировой продукции на рынок Азии.
2. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование основных экспортеров растительных масел (к примеру, меры по временному запрету экспорта пальмового масла Индонезией).
3. Забастовки, военные действия в основных странах экспортерах (яркий пример - Украина была первой по экспорту масла, после вторжения РФ цены на масло взлетели более чем на 40%).
4. Погодно-климатические условия в период уборки урожая в основных странах производителях маслосемян.
Здесь важно понимать, что цены на сырье не формирует казахстанский поставщик. В этом отношении получается следующее: если на мировом рынке повысилась цена на растительные масла, например, как произошло с подсолнечным маслом, то и у нас повысится экспортная цена, которая будет способствовать росту цен на сырье. И ровно наоборот, при снижении цен на масла на мировом рынке, что мы видим сейчас, снижается экспортная цена, в том числе и у нас.
Контролировать этот процесс невозможно, потому что наша республика не является основным поставщиком масложировой продукции на мировой арене. Но мы можем держать стабильными внутренние цены на готовую продукцию, что является возможным благодаря такому инструменту как количественное ограничение. Данная мера нетарифного регулирования в такое непростое время все-таки оправдала себя. Конечно, есть и свои минусы, без которых не обойтись, но в целом цель достигнута – есть наличие масла, и нет резких значительных скачков, как с ценами на сахар (повышение цены на розничных рынках составило более 110% в июне по сравнению с январем).
Отдельно хотелось бы отметить текущую ситуацию на начало августа 2022 года по остаткам семян подсолнечника и масла подсолнечного в нашей стране. Мы провели детальный анализ и мониторинг, в ходе которого получили следующее:
Наличие семян подсолнечника (продовольственные) – 330-340 тысяч тонн, из которых
81-82% находятся у маслоперерабатывающих предприятий,
3,9-4,5% у прочих переработчиков,
13,5-15,1% у трейдеров и сельхозпроизводителей.
Таким образом, большую часть рисков несут именно перерабатывающие предприятия, и это, в первую очередь, связано с несвоевременностью согласования квот на масло и количеством экспортных квот на вывоз масла подсолнечного, которые в свою очередь ограничивают возможность загружать перерабатывающие предприятия. В данном случае Ассоциация видит необходимость увеличения квот на масло, чтобы к ноябрю избавиться от текущих остатков и иметь возможность закупать новый урожай.
Кроме этого, нужно понимать, что отечественные маслозаводы закупили семена подсолнечника по достаточно дорогой цене (+26-38%) в марте-мае по сравнению с текущими ценами, и в июне из-за резкого снижения цен на готовую продукцию (падение цен на мировом рынке на растительные масла до 40%) это привело к отрицательному сальдо, то есть маслозаводы потеряли -14-20% на каждой тонне закупленных семян подсолнечника и сейчас терпят убытки. В этой связи, как видим, по факту большие риски несут перерабытывающие предприятия страны по сравнению с другими участниками отрасли. И в этой ситуации и в будущем если не поддерживать переработку, то страна однозначно столкнется с последствиями, которые несут угрозу продовольственной безопасности.
Автор: Ядыкар Ибрагимов, председатель ОЮЛ «Национальная ассоциация переработчиков масличных культур»