Сумма неосвоения бюджета выросла более чем в 4 раза - депутат
Это нонсенс, лидер по неосвоению - министерство финансов, сказал Сергей СимоновНа совместном заседании палат парламента по вопросу исполнения республиканского бюджета за 2021 год депутат мажилиса Сергей Симонов поднял вопрос о некачественном планировании бюджета в Казахстане, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Неисполнение (бюджета - Ред.) составило 126,8 млрд тенге, из них 2,1 млрд тенге – нераспределенная сумма резерва правительства, 56 млрд тенге – сумма экономии бюджетных средств, 68,8 млрд тенге – сумма неосвоения, которая относительно 2020 года выросла более чем в 4 раза. Это нонсенс, но лидер по неосвоению - министерство финансов - 25,6 млрд тенге»,- сказал он.
Местными исполнительными органами, по его словам, по целевым трансфертам не освоены 91,5 млрд тенге, из них более 32 млрд тенге – это экономия. «Итого экономия в 2021 году составила 88 млрд тенге, из них экономия по госзакупкам – 21,4 млрд тенге, по фонду оплаты труда – 5,2 млрд тенге, прочая экономия – 61,4 млрд тенге. За счет чего сложилась такая значительная прочая экономия? Считаю, что одна из основных причин – некачественное планирование», - отметил он.
По его словам, экономию бюджетных средств в таких крупных размерах нельзя назвать эффективным использованием средств. Суммы остаются невостребованными, а могли быть использованы на завершение проектов.
Мажилисмен считает, что ключевые индикаторы, направленные на достижение общенациональных целей, «должны быть четкими, понятными, статистически измеримыми, взаимоувязанными между собой и контролируемыми».
«Только под такие индикаторы и показатели должны выделяться бюджетные средства, чтобы был понятен конечный результат. Кроме того, при решении общенациональных задач роль и вклад каждого центрального и регионального государственного органа должен быть четким и транспорентным», - считает Сергей Симонов.
Еще одна проблема, по мнению депутата, некачественное администрирование и несогласованность действий администраторов республиканских бюджетных программ как между собой, так и с местными исполнительными органами.
«Яркий пример — это исполнение по целевым трансфертам. Несмотря на то, что доля незавершенных проектов ежегодно варьируется от 3% до 8%, показатели результатов, как правило, выполняются министерствами на 100%. Роль министерств ограничивается исключительно перечислением бюджетных средств в местные бюджеты», - сказал он.
Сергей Симонов добавил, что из-за несвоевременного финансирования возникает еще одна проблема - это нарушение
сроков реализации инвестиционных проектов.
«Согласно ПСД, проект необходимо реализовать в течение срока, указанного в нем, но финансирование может растянуться на годы, превышая сроки реализации в несколько раз. Местный исполнительный орган начинает разработку ПСД за счет своих средств, затем на следующий год республиканский бюджет софинансирует, дает какую-то часть, а остатки переходят на следующие годы. Это приводит к удорожанию, неэффективному освоению и срыву сроков реализации и конечного результата», - отметил депутат.